Периодическая проверка и регулировка развала схождения на автомобиле помогает снизить износ шин и расход топлива. Это особенно важно для грузовиков и тягачей, которые проезжают за год сотни тысяч километров. Неверная регулировка положения колес иногда снижает ресурс шин с 250000 км до 50000 км – в пять раз. Одна грузовая шина стоит от 20000 рублей за новую и от 15000 рублей за б/у в рабочем состоянии. Если следить за схождением развалом колес, то переднюю пару шин грузоперевозчик поменяет 1 раз в год и потратит на это 40000 рублей, а если нет – получит 5 замен стоимостью 200000 рублей, а это добавка к расходам, которую придется учитывать и покрывать. Расход топлива при неправильных показателях схождения развала увеличивается на 1-2 литра. Не много, но за год набегает 3-4 дополнительных тысяч литров, которые тоже увеличивают расходы. Другие распространенные последствия неправильной регулировки – это вибрации и биение руля, неустойчивость на дорогах. Как видно, регулировка схождения и развала колес – важна для грузовых автомобилей. Разберемся в теории.
Развал – это угол отклонения плоскости колеса от вертикальной оси, измеряется в градусах. Схождение – это угол между плоскостями вращения колес на одной оси, измеряется в градусах или миллиметрах. Соответственно, это либо угол схождения колес, либо линейная величина: в расчетах и работах используются оба варианта.
На грузовиках регулируется только величина схождения, развал задан конструктивно и не изменяется. При положительном схождении плоскости колес пересекаются спереди автомобиля, при отрицательном – сзади. Рекомендованные значения и допуски указываются в паспорте конкретного автомобиля.
Неправильное схождение, как упоминалось, приводит к ускорению износа шин и повышению расхода топлива, но не только. Еще одна ощутимая проблема – снижение управляемости: автомобиль ведет в сторону, даже на ровном участке бывает сложно «поймать дорогу» и так далее. Ездить с такими симптомами небезопасно, так как водитель устает и теряет сосредоточенность. Но опаснее то, что из-за снижения управляемости сложнее среагировать на препятствия и неожиданные дорожные ситуации.
В каждой из следующих ситуаций стоит провести диагностику схождения развала, но проблема может быть и в другом: сначала проверяем, а потом уже правим.
• Ощутимо возрос расход топлива
• Увеличился износ резины. При излишне положительном схождении больше стираются внешние кромки шин, при излишне отрицательном – внутренние.
• Автомобиль неуверенно держит трассу, проблемы с управлением.
• Биение и вибрации в руле.
• Изменилось нейтральное положение руля.
• Серьезные ДТП.
• Попадание в глубокую яму, открытый канализационный люк, столкновение с большим булыжником и тому подобное.
• Замена шкворней.
• Ремонт подвески, амортизаторов.
• Замена и ремонт рулевых тяг.
• Замена колес и шин.
• Замена сайлентблоков передних рессор.
• Ремонт гидроусилителя руля.
Рекомендуется проверять схождение колес периодически: каждые 15-20 тысяч километров. Делается это на автосервисах, но проверить и настроить схождение колес своими руками тоже возможно. Перед проверкой стоит убедиться в исправности других узлов ходовой части автомобиля.
Достаточно точный вариант измерения схождения колес – использование линейки ПСК-ЛГ. Этот несложный прибор выпускается не один десяток лет, а в некоторых автосервисах встречаются линейки 60х годов выпуска, которые до сих пор работают корректно.
Линейка ПСК-ЛГ состоит из главного блока, одного или двух удлинителей и ограничительных стержней – отвесов. Измеряется величина схождения следующим образом:
1. Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность.
2. Собираем линейку и ставим враспор между ведущими колесами. Упираем концы линейки в края обода в передней точке колес ровно перед осью.
3. Устанавливаем ограничительные стержни так, чтобы они касались поверхности под автомобилем, выравниваем положение линейки – параллельно полу.
4. Замеряем расстояние по шкале и записываем его.
5. Прокатываем колеса так, чтобы линейка оказалась в противоположной точке – за осью. При этом линейка не должна задевать элементы подвески.
6. Снова выравниваем положение по ограничителям.
7. Повторяем измерения.
8. Разница между первым и вторым замером и будет величиной схождения. У переднеприводных автомобилей первое значение должно быть больше второго.
9. Сравниваем полученные данные с паспортными рекомендациями и допусками и при необходимости регулируем положение колес.
10. После регулировки схождения повторяем замеры.
Измерение схождения колес линейкой ПСК-ЛГ дает точные результаты, несмотря на незатейливость метода. Если своевременно и правильно производить поверки линейки, как описано в инструкции, прибор прослужит не один год и десяток лет. Линейка стоит относительно недорого, проста в использовании: покупаем и измеряем схождение самостоятельно.
Другой вариант – визит в сервисный центр. Там мастера с немалой долей вероятности будут использовать ПСК-ЛГ, но у них больше опыта: положиться на него тоже имеет смысл. Например, мастера WorkTruck измеряют схождение колес линейкой ПСК-ЛГ: после ремонта, восстановления и так далее. Мы занимаемся тягачами и грузовиками Scania с 2007 года и всегда отдаем клиенту полностью готовый к работе автомобиль, в том числе с правильным схождением колес.
Более дорогой и точный вариант – измерение схождения колес на стенде. Насколько это обосновано – вопрос. Линейка дешевле и дает достаточно точные для уверенной работы автомобиля данные. На стенде проводят точную регулировку всех колес, когда в этом возникает необходимость.
И еще один вариант – сборка подобного ПСК-ЛГ «прибора» из подручных средств. Умельцы делают отметки на ветках и замеряют ими, либо соединяют два уголка по тому же принципу. Попадаются и варианты с модификацией телескопической швабры… Недостатка фантазии у водителей и мастеров не наблюдается.