Шкворень – это стержень шарнира поворотного соединения, прочный металлический расширяющийся «палец», который выступает осью поворота колеса относительно моста. Слово необычное для современного слуха, что и неудивительно, ведь оно устаревшее. Шкворни использовались еще в гужевых повозках, тогда и появилось название, которое в ходу до сих пор. В настоящее время в легковых автомобилях используются шаровые шарниры. Шкворни применяются в грузовиках из-за устойчивости к большим нагрузкам, они постепенно изнашиваются и требуют периодической замены. Рекомендуется проверять шкворни каждые 50 тысяч километров.
Распространенные признаки износа шкворней:
• Тянет руль: с трудом поворачивается.
• Неравномерный износ резины: «волнами», отличается на колесах
• Стук в подвеске.
• Удары в рулевом колесе.
• На поворотах и при наборе скорости появляется скрип.
• Люфт по оси втулок.
В этих случаях и при других подозрениях на износ шкворня стоит провести несложную диагностику, для которой потребуется лом и напарник.
1. Вывешиваем передние колеса: поднимаем домкратом, ставим башмаки.
2. «Растормошим» их.
3. Вставляем лом в верхнюю часть колеса и двигаем вниз - вверх.
4. Так же двигаем лом в нижней части колеса.
5. В это время напарник смотрит на колесо с обратной стороны.
6. Если он замечает люфт в поворотном кулаке, значит проблема в шкворне.
Это достаточно точный способ, который подойдет для полевых условий. Для более детальной диагностики потребуется индикатор часового типа и стойка для него.
• Снимаем крышку ступицы подшипников колеса.
• Устанавливаем индикатор на конце оси в месте крепления ступочной гайки.
• Повторяем перемещение колеса в вертикальной плоскости с помощью лома.
• Снимаем показатели индикатора – допустимое значение до 1 мм.
Если диагностика выявила люфт, пора заменить шкворень. Один вариант – поехать в сервис, второй – сделать все самостоятельно. Рассмотрим последний вариант подробнее.
Для того чтобы снять шкворень, не требуется специальных инструментов и навыков.
Главное – аккуратность и знание пары нюансов. Для работы понадобится развертка, кувалда, выколотка или что-то подобное, оправка по форме втулки над шкворнем или колесная гайка и ремкомплект 550284.
1. Устанавливаем мост на опорные стойки.
2. Снимаем колесо.
3. Снимаем тормозную систему.
4. Снимаем ступицу колеса.
5. Снимаем поперечную и продольную рулевую тягу.
6. Разбираем устройство шкворня: снимаем верхнюю крышку, нижнюю крышку с регулировочными шайбами.
7. Устанавливаем в отверстие над шкворнем оправку, чтобы не повредить резьбу. Если оправки нет, используется колесная гайка.
8. Ставим на шкворень выколотку, зубило или другой подходящий предмет и выбиваем кувалдой. Бить нужно хлестко – это значит резко, с ускорением.
9. Выбиваем втулку и сальник. Лучше для этого тоже изготовить оправки, если их нет, то выбиваем особенно аккуратно, чтобы не повредить резьбу.
10. Повторяем процедуру для второго колеса.
Как показала наша практика разборок в WorkTruck, в этом случае покупать ремкомплект от стороннего производителя – не лучшая идея. Сэкономить можно на работах, заменив шкворень самостоятельно по данной инструкции. А вот детали нужны оригинальные, чтобы не сомневаться, что шкворень выдержит нагрузки и точно встанет на место.
Перед установкой нового шкворня чистим и обезжириваем посадочное место, проверяем чтобы подшипники на шкворне были в смазке и легко крутились, смазываем втулку и собираем узел в обратном порядке. Для установки втулки желательно сделать оправку. Прорезь на втулке направляем к балке моста.
Снизу размещаем старые регулировочные шайбы и новые из ремкомплекта так, чтобы кулак не поворачивался, благодаря этой операции шкворень садится на место плотно. Далее убираем несколько шайб и проверяем: кулак должен поворачиваться, но туго – от усилия рук взрослого мужчины. Если идет слишком легко – добавляем шайбы, слишком туго – убираем. У них разная толщина, регулируем в зависимости от ситуации.
Если под рукой есть динамометр, то вставляем в ось рычаг длиной 777 мм, зацепляем динамометр и замеряем сопротивление повороту: оно должно быть в пределах 30-50 Н.
Надежность соединения новым шкворнем проверяем после рейса с нагрузкой. Проезжаем 500 км и замеряем люфт способом с ломом, описанным выше.