С 1994 г. производитель Scania устанавливает на свои грузовики автоматизированные трансмиссии Opticruise, которые с каждым поколением становятся все более сложными и функциональными. Такая коробка снижает утомляемость водителя и позволяет экономить топливо. О том, как пользоваться КПП «Скания», мы и расскажем в этой статье.
Рычаг трансмиссии имеет 4 положения:
• задний ход (R);
• нейтраль (N);
• автомат (A);
• ручное управление (M).
В режиме «автомат» коробка кпп переключает передачи самостоятельно, причем этот процесс согласован с работой двигателя. Перед переходом на следующую ступень мотор снижает обороты, после чего снова набирает их в соответствии с какой силой нажата педаль газа. От положения акселератора зависит и темп переключения передач.
Под рукояткой рычага КПП находится тумблер. Если он переведен в положение «включено», сбрасывать обороты при переходе на следующую скорость двигатель не будет. Этот режим используется при движении по территории с неспокойным рельефом с уклонами дороги более 5%.
В режиме «автомат» передачи можно переключать вручную, выжав сцепление и наклонив джойстик вправо (повышение) либо влево (понижение). Электроника проверит, возможно ли такое переключение при текущих параметрах движения.
Система Opticruise поддерживает еще несколько дополнительных режимов, облегчая управление тягачом. К ним относятся:
1.«Мощность» (на дисплее светится литера P). Позволяет производить активный разгон – скорости автоматически переключаются на более высоких оборотах. Увеличивается расход топлива, но сокращается время на доставку груза.
2.«Маневрирование» (M). При наборе скорости автомат включает только нижние половины передач. Дойдя до 7-й ступени, электроника самостоятельно отключает данный режим.
3.«Раскачка». Функция активируется автоматически, если водитель пытается вытащить застрявший автомобиль из ямы путем попеременного движения назад и вперед. В нужный момент электроника включает и выключает сцепление.
4.«Бездорожье». Режим для движения по грунтовой дороге. Предусматривает минимальное число переключений скоростей, чтобы максимально расширить границы диапазона работы мотора и сократить число задержек при передаче тягового усилия.
Также доступно 3 режима производительности:
1. Standart. Наименее экономичный режим. На подъеме электроника обеспечивает наибольший крутящий момент.
2. Prediction. Для снижения расхода горючего автомобиль в начале спуска двигается по инерции, перед подъемом – несколько ускоряется. Отклонение от оптимальной скорости составляет 6% в меньшую и 4% в большую сторону.
3. Economy. Режим с минимальным расходом топлива. Предусматривает мягкую работу мотора, ограничение скорости до 80-85 км/ч и отключение пониженных передач.
Такие трансмиссии обходятся несколько дороже. Они оснащены электро гидроприводом сцепления, работой узла управляет автоматика. В остальном - смена скоростей производится по той же схеме.
КПП без педали сцепления оснащены функцией «Держатель на подъеме» (Hill Holder). Если грузовик, стоящий на участке дороги с уклоном, снять с ручника, он не скатится, даже если водитель не нажал педаль тормоза. Время работы «Держателя на подъеме« ограничено 3 секундами. После этого он автоматически отключается, предупреждая об этом водителя звуковым сигналом и сообщением на экране.
Однажды она сохранит средства, а возможно и жизнь ?