Scania Opticruise – это система автоматического управления механической коробкой передач. Коробка с Opticruise на Scania – это механическая КПП с надстройкой, которая связана с блоком управления двигателем, датчиками скорости, ABS и другими. Передачи переключаются электромагнитными клапанами, нужный момент для переключения определяется по показаниям датчиков и блока управления двигателем.
На Scania 5 серии встречаются два типа КПП с Opticruise: с двумя и тремя педалями. В первом случае педали сцепления нет. Во втором случае педаль сцепления остаётся, но используется только при старте, остановке и маневрировании на низкой скорости. По ощущениям Opticruise – это автоматическая коробка передач на Scania, но по факту всё-таки механическая.
Opticruise работает в двух режимах: автоматическом и ручном. В автоматическом режиме система рассчитывает момент для переключения и выбирает передачу без участия водителя. В ручном режиме водитель переключает передачи самостоятельно подрулевым рычагом без выжимания сцепления. В автоматическом режиме при необходимости водитель сможет переключить передачу вручную.
Opticruise помогает экономить топливо, снижает износ узлов трансмиссии и разгружает водителя. За счёт стабильной работы КПП в автоматическом режиме детали и узлы изнашиваются медленнее. Экономия топлива по результатам тестов достигает 5% в экономичном режиме.
В дальних рейсах из-за ручного переключения передач водитель быстрее устаёт, а внимание рассеивается – это может привести к ДТП. Чем меньше дополнительных движений водитель совершает в пути, тем внимательнее он следит за дорогой и лучше выполняет свою основную задачу.
Рассмотрим принцип работы Opticruise, особенности, отображение информации на дисплее и распространённые ошибки.
Переключение передач происходит поэтапно:
1. От водителя поступает команда на переключение передачи, либо этот момент рассчитывается автоматически.
2. Opticruise запрашивает у блока EDC нулевой крутящий момент двигателя.
3. EDC регулирует подачу топлива так, чтобы двигатель не разгонялся и не тормозил, при этом обороты сохраняются. Таким образом получается нулевой крутящий момент – первичный вал двигается равномерно без ускорения.
4. С помощью клапана продольного перемещения с активной передачи снимается синхронизатор. Коробка выводит текущую передачу из зацепления без выжима сцепления, так как сопротивления на зубьях нет, ведь крутящий момент равен нулю.
5. На КПП включается нейтраль, датчики подтверждают, что перемещение выполнено.
6. Далее начинается переключение на другую передачу.
7. Блок управления двигателем EDC запрашивает необходимые обороты для конкретной передачи на текущей скорости.
8. Двигатель раскручивается или тормозит, чтобы выйти на требуемые обороты.
9. Opticruise получает подтверждение, что нужные обороты достигнуты, и даёт команду клапанам переключить передачу.
10. Передача переключается.
11. Opticruise получает подтверждение от датчиков, что передача переключена и передаёт управление двигателем на педаль газа.
Описанные выше стадии вместе занимают от 0,3 до 0,9 секунды в зависимости от передачи и режима работы. Например, переключение с 4 на 5 или с 6 на 7 в зависимости от типа КПП занимает 0,9 секунды, так как используется демультипликатор.
Рассмотрим режимы работы КПП Scania с Opticruise на примере индикации на дисплее – рисунок ниже.
1. На месте, отмеченном цифрой 1, отображается режим работы:
a. М – ручной;
b. А – автоматический;
c. С – Clutch Mode – ручной режим сцепления, который активируется при некоторых неисправностях.
d. L – аварийный режим.
2. На месте под цифрой 2 – специализированный режим:
a. P (power) – режим мощности. Используется для движения в горку и с перегрузом.
b. E (economy) – экономный режим. Фокус на экономии топлива, передачи переключаются медленнее.
c. O (off-road) – внедорожный режим. Используется в трудных дорожных условиях, передачи переключаются за 0,3 секунды, кроме переключений с демультипликатором.
d. Стандартный режим. Когда КПП работает в стандартном режиме в этом месте ничего не отображается.
3. На месте под номером 3 показана текущая передача. Около неё может быть строчная буква m – это режим маневрирования.
a. Режим маневрирования доступен только в коробках Opticruise с автоматическим сцеплением (без педали сцепления). Этот режим подходит, чтобы раскачать автомобиль и плавно подъехать к пандусу. В маневрировании педаль газа становится педалью сцепления: нажимаешь – сцепление отпускается, отпускаешь – выжимается. Чем сильнее педаль газа нажимается, тем сильнее отпускается сцепление.
4. Под четвёртым номером на рисунке показана включаемая передача.
Отображение двух передач – включённой и включаемой – доступно в механическом режиме. Для такого отображения в автоматическом режиме требуется настройка в официальном сервисе.
• PTO EG – передача заблокирована. Отображается на автомобилях с автоматическим сцеплением, когда водитель пытается стартовать при включённом отборе мощности. Когда работает насос отбора мощность выжимать сцепление нельзя, так как недопустим обратный поток жидкостей.
• Locked Gear – нельзя переключать передачу, можно использовать только включённую.
• Limited Performance – ограниченный функционал – сообщение о неисправности КПП или сцепления.
На Scania 5 серии с Opticruise для переключения передач и режимов используется подрулевой рычаг.
• Кольцом переключаются: R – задний ход, D – движение, N – нейтраль и подпружиненное положение выбора режима – экономный, стандартный, мощностной и внедорожный.
• Рычаг вперёд - назад – переключение передач.
• Сбоку кнопка для выбора автоматического или ручного режима A/M.
• Рычаг вниз – ретардер.
• Кнопка снизу – автоматическая активация ретардера.
Однажды она сохранит средства, а возможно и жизнь ?