Ступичный подшипник. Со временем изнашивается и клинит. В этом случае требуется замена подшипника.
Посадочные места под ступичные подшипники. Подшипник клинит, начинает поворачиваться, стирая металл вокруг. Посадочное место изнашивается, подшипник в нём сидит неплотно. Из-за этого колесо идёт неровно. В данном случае требуется замена чулка целиком.
Посадочное место редуктора изнашивается, как и места под ступичные подшипники. Опорный подшипник изнашивается, клинит и стирают посадочное место вокруг. Выход тот же – замена чулка.
Причины, почему гудит задний мост – это износ подшипников, шестерёнок и их посадочных мест: в ступицах и редукторе. При наборе скорости слышен гул, шум, а при трогании ощущаются удары.
Причины износа подшипников и посадочных мест – езда с перегрузом, особенно в сложных условиях.
Износ шестерён главной передачи из-за езды на блокировке. Когда на поворотах колёса на гружёном тягаче вращаются с одной скоростью, зубья редуктора «слизываются». Частицы металла загрязняют главную передачу изнутри, из-за чего редуктор практически разваливается.
Блокировка дифференциала. Клапан нажимает на лапку, которая включает блокировку дифференциала. Лапка – это движущийся элемент, который изнашивается: трескается, обламывается.
Причины: водитель забыл выключить блокировку дифференциала, или не работает индикатор. Чтобы избежать таких проблем, стоит периодически проверять, работает ли индикатор блокировки.
Полуоси лопаются от высокой нагрузки. Полуоси – это прочные детали, рассчитанные на десятки тонн, но и они не выдерживают длительной езды с перегрузом, особенно в сложных условиях.
Какое масло заливается в задний мост. В редукторе используется масло маркировки 75 на 140 или 80 на 140 с присадкой GL5. Это вязкое масло продлевает срок службы главной передачи и обеспечивает эффективную смазку в рабочих условиях. Масло в заднем мосту Scania меняют раз в 200 тысяч километров. Заливают 12,5 литров.
Раньше в КПП и задний мост заливали одинаковое масло. Водители до сих пор нередко в целях экономии заливают в редуктор масло от КПП: 75 на 90 или 80 на 90, но 75 на 140 эффективнее – недаром производитель теперь рекомендует такое масло.
Главная передача. Смотрим на передаточное число. Если у нового редуктора другое передаточное число, это повлияет на работу автомобиля. Например, если был тяговый редуктор, а новый – скоростной, то тяжёлые грузы перевозить будет сложнее.
Проверяем состояние шестерён через смотровое отверстие в корпусе редуктора. Также проверяем, нет ли трещин на лапке блокировки дифференциала.
Осматриваем, нет ли подтёков масла, нет ли масляных запотеваний на сальнике хвостовика редуктора.
Полуось. Смотрим, нет ли трещин, погнутостей. Проверяем состояние шлицов – они могут быть «слизаны».
Чулок. Проверяем посадочные места ступичных подшипников – они должны быть в масле. Эти места не покрашены и не защищены от коррозии. Если хранить без масла, то эти места проржавеют, и подшипники в них будут сидеть неплотно.
Проводка. Осматриваем состояние проводов: нет ли повреждений и износа. Проверяем, подходят ли разъёмы.
Пневмобаллоны. Проверяем, целые ли они – нет ли протёртостей и трещин. Осматриваем металлическую крышку сверху: не должно быть трещин, желательно, чтобы не было ржавчины.
Полурессоры. Смотрим, чтобы были без трещин. Осматриваем, насколько изношены сайлентблоки.