Весогабаритный контроль – это система контроля веса и габаритов грузовых автомобилей, как понятно из названия. Предназначена для сохранения и ремонта дорог, а также для снижения числа ДТП. Но многие владельцы и водители грузовиков считают, что весогабаритный контроль –это система штрафов ради штрафов и наполнения карманов причастных чиновников.
Дороги проектируются с учётом определённого потока движения и нагрузок. А слишком тяжёлые фуры запросто повредят дорожное полотно, особенно, если автомобили с перегрузом ездят часто и не по одному. В некоторых случаях груз закреплён так, что мешает обзору окружающих водителей – такие габариты легко приведут к ДТП. С этой точки зрения весогабаритный контроль – несомненное благо. А с точки зрения придирок и необоснованных штрафов, которые тоже случаются – не абсолютное, но неприятное зло.
Сегодня в разговоре с опытным дальнобойщиком всплыло, что он почти ничего не знает об этой системе. В курсе, что она существует, но не больше – ни разу не получал штрафов, не заезжал на весы и так далее. Какой допустимый перегруз, какие штрафы, сколько и кому платить за разрешение на проезд с перегрузом – это ему неведомо. Раз уж дальнобойщик со стажем не в курсе, наверняка краткая информация по весогабаритному контролю пригодится многим.
На законодательном уровне приняты нормы полного веса, нагрузки на каждую ось и габаритов автотранспорта, допустимые к проезду по дорогам. Если эти значения превышены, то нарушитель платит штраф, либо получает официальное разрешение перед поездкой. Логика, казалось бы, простая и прозрачная. Но, как всегда, есть нюансы. Актуальная информация по конкретным параметрам весогабаритного контроля находится, само собой, в открытом доступе.
Нормы приняты, значит они контролируются. На дорогах устанавливаются пункты весогабаритного контроля, которые в автоматическом или ручном режиме позволяют измерить вес и размеры автомобиля. Бывают стационарные, мобильные и автоматические пункты контроля.
Сотрудники ДПС на таких пунктах выбирают из потока транспорта автомобиль на проверку по опыту и интуиции. Автомобиль заезжает на весы, его обмеряют датчики, всё это проходит под контролем оператора. Такой пункт, очевидно, не может выявить всех нарушителей. Да и много их не построишь: ведь нужно делать съезд, отдельную полосу, нанимать операторов и так далее. Зато водитель может «договориться» насчёт штрафа – это и плюс, и минус в зависимости от точки зрения. Например, если выявился перегруз по одной из осей, но общий вес не превышен, при должном таланте убеждения получится договориться переместить груз так, чтобы превышение исчезло и штраф платить не придётся. Хотя наверняка это всё равно будет стоить денег.
По большому счёту, это комплект измерительного оборудования, установленный на подходящем участке дороги. И оператор, конечно. Пункт должен быть расположен на ровной поверхности и не мешать движению. В остальном он работает так же, как и стационарный: остановленный автомобиль загоняют на весы, обмеряют и далее по тексту.
Автоматизированные пункты появились относительно недавно: 01.01.2021 вступил в силу документ, закрепивший эту систему. До того автоматические пункты работали в тестовом режиме в отдельных регионах. В настоящее время они установлены по всей стране и полноценно начисляют штрафы - работают.
Что из себя представляет автоматический пункт весогабаритного контроля? Выбирается ровный участок дороги, который расположен на расстоянии не менее 100 метров до и 50 метров после участков замедления или ускорения движения, таких как перекрёстки, остановки и так далее. Рядом должна быть площадка, подходящая для остановки автомобиля. Прямо в дорожное полотно монтируются весы, а вокруг ставится рамка с датчиками и камеры. Такой комплекс измеряет вес и габариты грузовика на ходу. Перед ним устанавливаются предупреждающие знаки, а перегруз отображается на табло.
Фура, едущая без перегруза и превышения габаритов, продолжает ехать без последствий и остановок. А если на табло отобразился перегруз, то система автоматически отправляет информацию в соответствующие органы, которые выписывают штраф. Но сначала пункт должен пройти трёхмесячный тестовый период, в течение которого штрафы не выписываются, а информация о нарушениях просто передаётся водителям. А через 3 месяца – уже начинаются штрафы, которые, кстати, выписываются перевозчику.
Допустим, что водитель увидел на табло перегруз. Остановился и исправил нарушение, например, убрал нагрузку с одной из осей, перераспределив груз. По идее, именно это он и должен сделать: увидел перегруз – остановись и попробуй исправить. Только вот штраф всё равно выписывается. Его можно обжаловать, но редко это получается.
А что делать, если нужно перевезти груз, выходящий за пределы, установленные законом? Логичнее всего разделить этот груз. Но тогда нужна ещё одна или не одна машина, а это дополнительные расходы. Другой вариант – получить разрешение. Это официальная процедура, предусмотренная законом.
Для получения разрешения перевозчик пишет заявление в Росавтодор и прикладывает к нему необходимые документы. Заявление составляется по образцу, пакет документов тоже регламентирован.
Вот основные моменты, которые должны быть в заявлении документах:
· Данные о владельце автомобиля. От ФИО до ОГРН в зависимости от того, физическое он лицо или юридическое.
· Параметры груза.
· Маршрут и количество поездок.
· Данные об автомобиле.
· Параметры автомобиля или автопоезда: масса, межосевое расстояние, нагрузка на оси и так далее.
· Копии ПТС или СТС автомобиля и полуприцепа.
· Копия квитанции об уплате госпошлины.
· Схема автомобиля, автопоезда и расположения груза со всеми размерами и нагрузками на оси.
Конечно, нужно оплатить госпошлину, куда без неё. Размер пошлины регламентирован и постоянен. Кстати, если весь маршрут пролегает по частным дорогам, получиться обойтись без неё. Но платить придётся в любом случае – за возмещения урона дорогам. Сумма этой выплаты высчитывается с учётом всех предоставленных данных. Формула, разумеется, хитрая. Нормативы, используемые в ней, отличаются в зависимости от региона.
Написал заявление, оплатил пошлину, получил счёт за урон, оплатил его – можешь ехать этот самый урон дорогам наносить. Естественно, заявление могут и завернуть. Основная причина – груз можно разделить. Другие частые причины отказа: к заявлению не приложен один или несколько документов, не оплатили счёт за ущерб.
Размер штрафа зависит от автомобиля и типа нарушения. Конкретные цифры придут в квитанции, параметры расчёта указаны в законах. Идея этого типа штрафов в том, чтобы собранные деньги пускать на ремонт и обслуживание дорог. Законопослушные перевозчики заполняют заявление и платят за перегруз заранее, остальные платят штрафы, а на все эти деньги исправляется вред, нанесённый дорожному полотну грузовиками. Звучит логично, но с введением автоматической системы фиксирования нарушений появились и проблемы. Во-первых, штрафы выставляются перевозчику. Но те, кто связан с грузоперевозками, знают, что нередко нарушения появляются из-за отправителя. Он указывает заведомо неверные данные в документах и так далее. Во-вторых, случаются и ошибки автоматических пунктов. Например, бывали случаи, когда фура проезжала 3-4 пункта подряд и только один из них показывал нарушение. Как упоминалось, штрафы периодически обжалуют, но редко это успешно. Отмена штрафов чаще случается по решению суда, поэтому нередко перевозчики сразу туда и обращаются, минуя установленный законом порядок обжалования.
Изначально в законах было прописано, что штраф выписывается, когда выявленный перегруз превышает ограничения на 2%. Но в апреле 2022 года был принят закон, увеличивший допустимое превышение до 10%. Это частично нивелирует ошибки автоматического измерения и в целом упрощает жизнь перевозчикам.
Кроме того, из-за пандемии и санкций был принят закон, отменяющий весогабаритный контроль для автомобилей, перевозящих лекарства. И не так давно эта отмена была продлена до 01.02.2023 года.
Вот, собственно, и все основные моменты, касающиеся весогабаритного контроля. Подробнее можно почитать в законах по приведённым ссылкам.