Попутный и сборный груз — это виды грузоперевозок, которые подходят для небольших партий товаров. Например, заказчик хочет отправить пару колёс в соседний город. Нанимать под них грузовой автомобиль невыгодно: доставка выйдет дороже самих колёс. Лучше догрузить в попутную фуру со свободным местом. Пример с другой стороны: у перевозчика не набирается товаров, чтобы полностью загрузить автомобиль, или фура на обратном пути едет пустой. Оба варианта снижают выгоду: при тех же или сравнимых затратах на топливо и зарплату водителя выручка окажется меньше. Для прибыльности грузоперевозок автомобили вовсе не должны ездить недогруженными или пустыми. С этой задачей и помогут справиться попутные и сборные перевозки. В этой статье разберёмся в различиях между попутным и сборным грузом, в их плюсах и минусах. А также в том, когда выгоднее найти попутный груз или попутную грузовую машину, а когда – заключать договор на сборные грузоперевозки.
Попутный груз собирается в нескольких точках и развозится также по разным адресам. Это история из первого примера. У перевозчика недогружен автомобиль – он ищет попутные грузы, чтобы грузовое пространство «работало». А чтобы фура не ехала назад пустой, перевозчик находит попутные грузы по обратному маршруту. Таким образом увеличивается прибыль от перевозки.
Для отправителя попутные перевозки выгодны, если груз, условно, не тяжелее 500-1500 кг. Конкретные цифры зависят от автомобиля, на котором посылка поедет, и тарифов перевозчика. Грузовик следует по маршруту основного заказчика, а по пути забирает и доставляет дополнительные грузы поменьше.
На попутный груз, который также называется догрузом, заключается договор. После приёмки за товары отвечает перевозчик. Поиском подходящего для своего маршрута перевозчика занимается отправитель.
Ещё один вариант попутных перевозок – договор с водителем. На дорогах встречаются грузовики с надписью «пустой» под лобовым стеклом. Таким образом водитель сигнализирует, что готов взять груз. Вариант не из лучших: договор с водителем в случае форс-мажора юридической силы не имеет, по крайней мере, перевозчик за груз не отвечает. Кроме того, если перевозчик изменит маршрут в процессе доставки, догруз может задержаться или вовсе не доехать до места назначения.
Сборный груз собирается на консолидированном складе и доставляется на склад в конечной точке маршрута, хотя иногда перевозчик развозит грузы «до двери», в зависимости от договора. Плата за доставку для каждого отправителя формируется в зависимости от места, которое занимает его груз. От заказчика требуется доставить товары до склада отправки и передать их перевозчику. Автомобиль поедет по фиксированному маршруту после полной загрузки. В этом случае не предусмотрено остановок и догрузов по пути. С каждым отправителем перевозчик заключает отдельный договор. За построение маршрута и логистическое сопровождение также отвечает перевозчик.
• Перевозка небольших грузов, вплоть до одной коробки. • Стоимость. Тариф на догруз обычно ниже, чем на основной заказ. Кроме того, отправитель платит только за перевозку своих товаров без дополнительных комиссий. • Снижается себестоимость товара. Отправитель экономит на доставке, а значит прибыль при продаже повысится. • Доставка до конечной точки, а не до консолидированного склада. • Быстрая доставка до крупных и популярных населённых пунктов. • Отсутствие дополнительных выгрузок, благодаря чему снижается риск повредить груз. Товары загружаются и выгружаются один раз, нет перевалочных пунктов.
• Поиск подходящей попутной машины для груза, а точнее перевозчика. Отправитель самостоятельно разбирается в вариантах маршрута и подбирает наиболее подходящий. • Срочная доставка не всегда реализуема. Маршрут выстроен в первую очередь для основного заказчика. Некоторые перевозчики выстраивают длинные маршруты с большим числом догрузов: им это выгодно, а отправителям – не всегда. • Особенности для отдельных типов грузов. Например, химические вещества нельзя везти в одной фуре с продуктами питания, а сыпучие грузы трудно выгружать отдельно от других. • Найти попутную грузовую машину на непопулярное направление бывает непросто. Чтобы доставить посылку в небольшой город, попутку придётся подождать и поискать. • Сложности с возвратом. При форс-мажорных обстоятельствах возврат попутного груза вместо отправки иногда невозможен, так как автомобиль не заезжает туда на обратном пути. • Нельзя доставить попутный груз за рубеж.
• Стоимость. Каждый из отправителей оплачивает доставку только своего груза, не нужно переплачивать за пустую часть фуры или холостой ход. • Организационные вопросы. Перевозчик выстраивает маршрут самостоятельно, отправитель не тратит время на выбор и проработку нюансов. Кроме того, транспортная компания при необходимости подготовит нужные документы. • Доставка на дальние расстояния и за рубеж. • Перевозка небольших грузов. • Снижение себестоимости за счёт экономии на доставке.
• Ожидание отправки со склада. Заказчик доставляет свои товары на склад перевозчика, подписывает договор и передаёт груз на ответственное хранение. Груз не отправится, пока доставляющий его автомобиль не заполнится, это затягивается не на один день. Отправку по непопулярному направлению ждать ещё дольше. • Товары могут повредиться при перегрузках. Выгрузка на консолидированном складе отправки, загрузка в фуру, выгрузка на складе в конечной точке и погрузка в транспорт получателя – это обязательные операции. • Особенности для отдельных типов грузов. Нельзя перевозить вместе химические вещества и продукты. Из-за ожидания отправки на складе не рекомендуется отправлять сборным грузом скоропортящиеся товары. • Доставка до склада, а не «до двери». В зависимости от договора перевозчик иногда развозит сборный груз по адресам, но чаще всего он доставляется до консолидированного склада, откуда получатель забирает товары самостоятельно.
Сборные и попутные перевозки позволяют экономить на доставке. Оба варианта подходят для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, пока грузопоток не вырастет на столько, что станет выгодно нанимать автомобиль под себя.
Услуги сборных грузоперевозок предоставляет большинство транспортных компаний. А для поиска попутных грузов и автомобилей созданы специальные сервисы, например:
https://clck.ru/336sx5
https://clck.ru/336sxx
https://clck.ru/336syL
Выпускаются и приложения дальнобойщикам для поиска попутного груза для Android и iOS. О них – в статье о приложениях для дальнобойщиков.