В продолжении разговора о подвеске из предыдущей статьи, мы постараемся разобраться в причинах возникновения неисправностей различных элементов подвески и возможностях предотвратить выход из строя каждой детали данного узла.
Для начала стоит разобраться, из каких элементов состоит подвеска, и какую функцию исполняет каждая из них. Рычаги подвесок прикрепляются с помощью резиновых сайлент-блоков и шарниров, для гашения колебаний используются амортизаторы, для избежания кренов – стабилизаторы поперечной устойчивости, а пружины просто удерживают необходимую высоту подвески. Все составляющие подвески отличаются друг от друга как стоимостью, так и сроком износа.
Стабилизаторы поперечной устойчивости
Задача стабилизатора состоит в том, чтобы уменьшать крены на крутых поворотах. Торсион стабилизатора и его крепление изнашиваются в короткие сроки. Торсион требует много свободного пространства для его свободного перемещения, а установлен он в простых резиновых втулках. К рычагам подвески автомобиля торсион крепится через простые узлы, называемые стойками стабилизатора. Они представляют собой две простые детали с двумя шарнирами. Данные детали стараются сделать максимально легкими и зачастую выполняются из пластика. Поэтому изнашиваются они действительно быстро, особенно при условиях частого пересечения неровных дорог, что в России не редкость. После образования зазора в углах стабилизатора или его стоек, поломку можно узнать по очень неприятному звуку, который можно услышать внутри кабины грузовика. Если говорить о цене, то на сами узлы она не превышает тысячи рублей, однако часто можно столкнуться с проблемой, что в продаже их нет отдельно и нужно приобрести торсион, а как следствие, для их замены необходимо разбирать почти половину грузовика. А менять их снова требуется уже через двадцать или сорок тысяч километров.
Чтобы избежать поломки стабилизатора, стоит стараться ездить по ровным дорогам, избегать абразивов и стоянок с «перекосом», и использовать усиленные компоненты.
Амортизаторы
Работа этого узла состоит в гашении всех колебаний кузова, которые возникают при прохождении поворотов и различных неровностей. Внутри у амортизатора жидкость, которая пролегает через клапаны и калибровочные отверстия в моменты любого передвижения кузова грузовика относительно дороги. Температура жидкости поднимается и рассеивает энергию раскачки. Но вот сильные и жесткие удары могут все же обеспечить заклинивания и неисправности клапанов. А если речь об экстремально высоких ударов, то тут может случиться изгибов штоков и корпусов. Тем более, такому подвержена подвеска грузового автомобиля, где амортизатор является частью несущей конструкции. Стоит сказать, что клапаны, так же как и другие элементы амортизатора, изнашиваются, но происходит это не так быстро. Поэтому, если бы амортизатор необходимо было бы менять в зависимости от срока службы клапанов, то делать это нужно было бы очень редко, так как срок эксплуатации самих клапанов довольно большой. Однако время службы амортизатора зависит от многих других его элементов. Со временем, масло в амортизаторе изменяет свои свойства. Оно становится менее вязким и теряет присадки. А присадки нужны для того, чтобы пластиковые и резиновые уплотнения и смазки штоков были в рабочем состоянии. Время службы амортизатора зависит от работы теплоотвода, который контролирует его температуру и отвечает за рассеивание энергии.
Время службы амортизатора зависит от его температуры. Точнее, от теплоотвода, и, соответственно, от энергии, которую он рассеивает.
Во время жаркой погоды, на неровной дороге или на маленькой скорости амортизатору, конечно, приходится нелегко. Сложности так же может вызвать налипшая грязь, так как она мешает нормальному теплоотводу. Однако, это не все. Грязь попадает на уплотнение штока амортизатора и нанося ему повреждения. После этого продукты износа штока и пыли попадают в гидравлическую жидкость и масло начинает просачиваться наружу. Как вывод – амортизаторы “ не любят” ямы и грязь. И если с грязью еще можно побороться, установив резиновые пыльники штоков, то с ямами труднее. Их всех объехать точно не получится, но постараться избегать сильных ударов можно. От них амортизатор не будет сильно перегреваться.
Сайлент-блоки.
Для повышения износостойкости подвески было придумано убрать трение ее частей и сделать их перемещения за счет упругой деформации резины. В таком виде узел не требует смазки, в нем нет зазоров и он должен прослужить долго, однако и здесь есть свои нюансы.
Со временем резина сайлент-блоков начинает трескаться и теряет свою упругость. А если разобрать состав самой резины, то это скорее не резина, а многослойный элемент из полимеров. Нередко пластичная часть отходит от основы из метала и в один момент теряет свою упругость, при этом оставляет за собой увеличивающиеся люфты. Скорость изнашивания такого узла зависит от того, насколько она деформировалась. То есть непосредственно от:
Так же на работу узла влияет все та же грязь. Влага плохо влияет на резину и метал, а соли разрушают сам полимер. Из-за всего этого сайлент-блоки быстрее стареют. Для того, чтобы увеличить срок их службы, стоит не допускать большой амплитуды перемещения самой подвески, так как большая амплитуда резко сокращает срок эксплуатации сайлент-блоков. Так же для их резины вредны очень низкие и высокие температуры, но максимальное влияние оказывает состояние амортизаторов и пружин подвески.
Шарниры
Ни одна подвеска грузового автомобиля не обходится без разного типа шарниров. В многорычажных подвесках этих шарниров большое количество. Плюсы такого узла заключаются в жесткости в одном или двух направлениях и свободное перемещение во всех остальных. Подобные шарниры незаменимы в тягачах с большим ходом. Грязи они не боятся, в силу выхода из использования шарниров с открытой конструкцией. На смену пришли шарниры, у которых смазка заложена на все время работы узла, а сами шарниры находятся в чехле, который защищает от окружающей среды. Однако есть у такой конструкции и минусы. Шарниры, в отличии от сайлент-блоков, намного чувствительные к жестким ударам. Минусы есть и у чехла. Он тонкий и может порваться, а в этом случае проехать можно будет только несколько сотен километров. Продлить жизнь шарнирам можно, если избегать жестких ударов и следить за состоянием амортизаторов. Если их состояние плохое, это наносит вред шарнирам. Дороги также имеют отношения к сроку эксплуатации. Каждое общее перемещение подвески приводит к движению шарниров, а для них каждое движение — маленький износ. Благодаря конструкции ни грязь, ни температура, ни влажность никак не вредят.
Пружины
Изнашиваются и пружины. Их «просадка» сильно влияет на сайлент-блоки и амортизаторы. Пружина сама по себе долговечна и ломается она обычно из-за коррозии или сильной перегрузки. Чаще всего поломки случаются в холодную погоду. Продлить жизнь можно, если не перегружать грузовой автомобиль и прилагать усилия для того, чтобы аккуратно передвигаться по плохим дорогам. Уход нужен всем деталям, включая пружины. При постоянном налете грязи будут быстрее будет появляться ржавчина. Поэтому стоит их чистить и обновлять слой антикора на самих пружинах.
В подвеске помимо всех перечисленных есть и другие элементы. Например, опора амортизаторов, опоры различных подрамников, втулки и другие. Работа у них разная, но чаще всего направлена на гашение мелких перемещений. Узлы подвесок связаны друг с другом. Шарниры зависят от состояния резиновых опор подвесок, амортизаторов, и сайлент-блоков, а они, в свою очередь, от амортизаторов и от пружин. И все эти элементы зависят от дороги и манеры вождения грузового автомобиля. Плохое влияние на подвеску оказывает быстрое движение по неровной и грязной дороге при большой нагрузке на амортизаторы и постоянных ударов.
И это еще не все. В следующей статье можно будет познакомиться поближе с электронной подвеской нового поколения автомобиля Скания и узнать, в чем же состоит ее уникальность.