На двухосных магистральных тягачах встречаются карданные валы типа 0, а другие типы устанавливаются в полноприводных грузовиках и автомобилях с несколькими ведущими мостами.
Угол сопряжения – это угол между плоскостью карданного вала и плоскостью моста или КПП. Чем он меньше, тем ниже биения, меньше вибраций. Но он не должен быть нулевым. При прямой установке кардана с углом 0° подшипники изнашиваются быстро – вплоть до разрушения. А при установке под углом 1° вибрации минимальны, подшипники и другие элементы соединения изнашиваются медленно.
В карданном валу со временем изнашивается крестовина и шлицевое соединение. Износу подвержены и опорные подшипники в узлах, которые соединяет вал. Труба вала повреждается реже, но и такое случается.
Неисправность | Возможные причины |
Стук при резком изменении частоты вращения | Ослабление крепления фланцев |
Износ выступа крышки подшипника | |
Износ игольчатых подшипников | |
Шум при движении «накатом» | Недостаток смазки в шлицевом соединении |
Износ деталей шлицевого соединения: шлицов и втулки | |
Вибрация, биение | Ослабление крепления фланцев |
Ошибки монтажа карданного вала – не отбалансирован | |
Износ или разрушение игольчатых подшипников | |
Изгиб или перекрут вала | |
Разбрызгивание смазки при вращении | Износ или повреждение торцевого уплотнения подшипников |
Перекрученный карданный вал
Вибрации не всегда доставляют водителю ощутимые неудобства, но чем раньше обратить на них внимание и найти причину, тем лучше.
Износ крестовины, диагностика. При появлении вибрации и биений стоит проверить крестовины карданного вала. Ставим машину на ровную поверхность, включаем передачу. Под машиной пытаемся повернуть карданный вал в местах крепления. Люфта быть не должно. Если есть ощутимый люфт – крестовина износилась, нужно менять.
Износ опорных подшипников в КПП и редукторе. Причиной биений бывает износ подшипников в узлах, которые соединяет карданный вал. В этом случае подшипники заменяются.
Поломка вала: перекрут, изгиб. Труба карданного вала – прочная деталь, которая ломается только от высоких нагрузок. Если часто ездить с перегрузом и при этом резко трогаться, вероятность изгиба вала увеличивается. Когда от КПП подаётся большой крутящий момент, а на ведущем мосту перегруз, карданный вал может свернуться и даже порваться от перекручивания.
Болты крепления карданного вала считаются одноразовыми, но стоят достаточно дорого, поэтому некоторые мастера ставят их повторно. В таком случае стоит особенно внимательно проверять состояние болта. Если он даже слегка растянут, металл «устал», то в дороге болт разрушится, карданный вал сорвётся, и повредит узлы вокруг: КПП или редуктор.
Шлицевое соединение изнашивается. Шлицы стираются, заминаются. Втулка истирается и повреждается. В таких случаях шлицевое соединение под замену.
Чтобы точно изменить биение карданных валов потребуется циферблатный индикатор и стойка для него. Артикул индикатора по каталогу Multi – 98 075
Сначала биение измеряется в точках крепления и сочленения – пример на рисунке. Автомобиль ставим на ровную поверхность, в точках измерения снимаем краску, индикатор устанавливаем на стойку. В каждой из точек допустимое биение – 0,5 мм.
Далее измеряем направление биения. Для этого индикатор устанавливаем на каждую из 4 точек крестовины. Подробнее – на диаграмме.