Советы ниже взяты из инструкции к автомобилю Scania, которая поставляется вместе с тягачом. Практика показывает, что водители редко читают эту инструкцию, из-за чего не знают простых способов упростить рабочий процесс.
Пониженная или ползучая передача – это маневровая передача вперёд с похожим передаточным отношением, что и задняя. Нужна для манёвров в узких местах, чтобы отпустить педаль сцепления и ехать на низкой скорости. В тяжёлых условиях пониженная передача не поможет – вылезти из грязи, так как на ней отсекается часть мощности.
Например, на «ползучке» передаточное число 16, а двигатель выдаёт 2500 оборотов. Получается, на пониженной передаче должно передаваться 2500*16 = 40000 Н*м. Но на карданный вал с КПП выходит нагрузка не более 29000 Н*м, поэтому часть мощности теряется, и смысла от пониженной передачи в сложных условиях нет.
Переключать передачи с включением демультипликатора разрешено только в нейтрали и на скорости ниже 30 км/ч. Переключение без нейтрали увеличивает износ КПП, передачи включаются тяжелее.
При включении демультипликатора на скорости выше 30 км/ч активируется блокировка переключения рядов. Блокировка предусмотрена для того, чтобы защитить двигатель от превышения частоты вращения. При «перекруте» мотора страдает клапанный механизм, что приводит к капитальному ремонту движка.
Когда водитель переключает передачу с включением демультипликатора, желательно удерживать рычаг в нейтральном положении не меньше 1,5 секунды. КПП при переходе через нейтраль каждый раз подаёт сигнал на переключение демультипликатора – передвижение эпицикла. Передвигается эпицикл воздухом через поршни, процесс занимает 1 секунду.
Например, демультипликатор в верхнем положении, а водитель переводит его в нижнее – воздух подаётся в поршни, эпицикл в нейтральном положении сдвигается. Если демультипликатор был в верхнем положении, и водитель оставил его в нём же, просто переключил передачу, то воздух подаётся в поршни, но эпицикл не сдвигается, нагнетённый воздух сбрасывается.
Неисправность демультипликатора часто выражается в том, что «выбивает» передачи. Если в таком случае водитель выжимает сцепление, переводит рычаг в нейтраль, включает передачу, и машина едет – повредился демультипликатор. Необходимо ехать на ремонт, иначе велика вероятность поломки КПП целиком.
Делитель переключается каждый раз, когда водитель нажимает педаль сцепления. Если выбило передачу, но рычаг остался на месте – это признак неисправности делителя. Если в этом положении водитель выжимает сцепление, и автомобиль едет, значит делитель неисправен.
Переключение рядов демультипликатора блокируется при нескольких видах неисправностей, например, при поломке датчика скорости. На дисплее отображается ошибка, ряды не переключаются. В этом случае доехать до сервиса поможет следующий способ.
Аварийный режим Limp Home поможет доехать до сервиса, если КПП перестала переключать передачи из-за неисправности датчиков: механическая часть работает, но один или несколько датчиков вышло из строя.
В режиме Limp Home коробка передач передаётся в ручное управление водителю, независимо от показаний датчиков. То есть, передачи нужно переключать корректно, чтобы не повредить КПП механически.
Активация Limp Home для двухпедального и трёхпедального Opticruise.
Движение в аварийном режиме для двухпедального Opticruise (без педали сцепления).
Как упоминалось выше, в аварийном режиме КПП игнорирует датчики, поэтому «не понимает», в каком положении автоматическое сцепление.
Из-за механических повреждений КПП автомобиль может не тронуться на автоматически выбранной низкой передаче. В этом случае глушим автомобиль и снова активируем режим Limp Home. В аварийном режиме пробуем тронуться на другой передаче. На одной из передач машина поедет.
Движение в аварийном режиме для Opticruise с педалью сцепления.