В тягачах Scania 5 и 6 серии шведы устанавливают КПП собственного производства. В компании разработали варианты коробок передач для разных условий эксплуатации: от городских и магистральных перевозок, до строительных и карьерных работ.
Рассмотрим, как работает коробка передач Scania, и из чего она состоит. Для начала разберёмся, как читать названия моделей КПП.
По названию КПП понятны её основные характеристики. Разберём на примере GRSO925R.
Буквы в начале – это тип КПП:
Две цифры после букв – это относительная величина передаваемого момента. На Scania 5 и 6 серии встречаются варианты: 89, 90, 92.
Третья цифра – вариант, поколение. На Scania 5 серии встречаются 0, 1 и 5. На моделях 6 серии появился вариант 6, например GRS926.
Буква R после цифр указывает на наличие ретардера. Если этой буквы нет, нет и ретардера.
Получается, что GRSO925R – это механическая КПП с демультипликатором и делителем, у которого передаточное число меньше единицы. Относительная величина передаваемого момента – 92, поколение – 5. Также КПП оборудована ретардером.
На тягачах Scania 5 серии в России распространены модели КПП 895 и 905 в разных исполнениях:
На тягачах Scania 5 и 6 серии устанавливаются механические и роботизированные коробки передач с Opticruise. Коробка автомат встречается редко.
Opticruise – это «надстройка» управления механической КПП, которая по командам блока управления и сигналам датчиков автоматически переключает передачи. Подробнее об Opticruise – в отдельной статье.
Грузовикам недостаточно пяти или шести «легковых» передач. Для перевозки тяжёлых грузов и для маневрирования с ними нужны пониженные и мощные передачи. Но КПП с 12-14 передачами занимает много места, ведь передачи – это, грубо говоря, последовательно установленные на валу шестерни.
Для увеличения числа передач без ощутимого увеличения размеров КПП используется делитель и демультипликатор. В КПП Scania 3 основных передачи, которые с помощью демультипликатора и делителя «превращаются» в 12. Варианты с 4 основными передачами встречаются реже.
Принцип КПП Scania не отличается от коробок переключения передач других производителей – это многоступенчатый редуктор, который установлен между двигателем и ведущим мостом. КПП передаёт и изменяет крутящий момент от двигателя на ведущие колёса.
Крутящий момент или мощность входит в КПП от двигателя через первичный вал, проходит через промежуточный на вторичный вал. На этих валах установлены шестерни. В зависимости от выбранной передачи, в зацеплении находятся разные шестерни – это разный путь мощности. На пути крутящий момент изменяется. Таким образом при одинаковых оборотах двигателя, на ведущий мост передаётся разный момент.
Демультипликатор КПП Scania
Демультипликатор – это планетарная передача, установленная в задней части КПП. Она повышает передаточное число на 3,75 – создаёт дополнительный диапазон, ряд. Было 3 передачи, добавляем демультипликатор – получаем 6. Первая, вторая и третья передачи с включённым демультипликатором становятся четвёртой, пятой и шестой соответственно.
В выключенном состоянии сателлиты солнечной передачи не крутятся вокруг своих осей, поэтому не меняют мощность, приходящую на демультипликатор. Во включённом состоянии эпицикл перемещается, и сателлиты начинают крутиться. От этого приходящая мощность меняется – передаточное число увеличивается на 3,75.
Делитель КПП Scania
Делитель – это две пары шестерён в передней части КПП. Благодаря им из 6 передач с демультипликатором получается 12. Делитель добавляет «половинки»: вторая пониженная и вторая повышенная – это вторая без делителя и с делителем.
Две шестерни делителя расположены на первичном валу, одна из них связана с синхронизатором делителя и синхронизатором второй и третьей передач. Две нижние шестерни неподвижно закреплены на промежуточном валу.
Синхронизатор КПП Scania
Синхронизаторы позволяют переключать передачи плавно, без ударов и без двойного выжима сцепления. Когда водитель нажимает сцепление, разрывается связь между мотором и КПП. Далее водитель даёт команду на переключение передачи – в зацепление должны войти другие шестерни.
В это время валы КПП всё ещё крутятся, хотя уже не с той скоростью, что коленвал двигателя. Если «воткнуть» другую передачу без синхронизатора, то шестерни повредятся, да и в зацепление войдут не сразу.
Ступица синхронизатора зафиксирована на валу, муфта-эпицикл при переключении передачи перемещается, блокирующее кольцо синхронизатора прижимается к шестерне передачи. За счёт силы трения скорости шестерни и синхронизатора выравниваются, и шестерня входит в зацепление быстро и без удара.
На первой передаче в КПП Scania устанавливается тройной синхронизатор – с тремя поверхностями трения. Шестерня первой передачи тяжёлая – её сложно тормозить. На второй передаче установлен двойной синхронизатор, на третьей – одинарный.
На делителе в КПП до поколения «5» устанавливался одинарный синхронизатор. Но в моделях 905, 925 и 935 на делителе расположен уже двойной синхронизатор с двумя поверхностями трения. Водители часто переключают делитель, поэтому инженеры Scania рекомендуют менять одинарный синхронизатор на двойной в КПП до поколения «5».
Дополнительные передачи. В КПП на тягачах Scania 5 и 6 серии кроме увеличения числа передач за счёт делителя и демультипликатора, присутствует одна или две пониженных передачи и передача заднего хода. Итого в востребованных моделях КПП – 14 передач плюс задняя.
В GRS шестерни расположены по возрастанию размера. На нижнем ряду маленькая шестерня передаёт момент на большую и так далее – скорость вращения уменьшается, но увеличивается сила. В верхнем ряду поток мощности проходит напрямую.
В GRSO первая пара шестерён отличается: у верхней больше зубьев, чем у нижней. Из-за этого на высшей передаче вторичный вал вращается быстрее первичного – передаточное число меньше единицы. У GRS больше передаточное число на пониженной передаче, а GRSO – более экономичная КПП для магистральных перевозок.