Мы в WorkTruck постоянно обучаем персонал Нам важно, чтобы слесари снимали детали, не повреждая их, точно понимали, как разобрать и собрать любой агрегат и так далее. Даже профессионалам полезно периодически узнавать что-то новое или проверять знания, поэтому без обучения и проверок никуда.
Мы разделили процесс обучения на теорию и практику. Сначала сотрудники излучают или вспоминают теорию по официальному руководству Multi и другим источникам. Далее под руководством специалиста по обучению практикуются на наших деталях и агрегатах.
Рассмотрим обучение подробнее на примере демультипликатора Scania: разберём его и выясним, как дефектовать.
Демультипликатор объединён с задней частью коробки передач. Благодаря демультипликатору и делителю 4 основных передачи КПП превращаются в 12 или 14. Начнём с рычага переключения передач, так как водители нередко путают «черепахи» и «половинки» и не всегда понимают, что работает некорректно: делитель или демультипликатор.
Верхний переключатель на рычаге отвечает за делитель, а нижний – за демультипликатор. И если что-то работает не так при переключении верхнего рычага – разбираем КПП, а если нижнего – демультипликатор.
Мы поставили демультипликатор отдельно на стол, поэтому сзади нет крышки и поршня, в остальном всё также, как в рабочей ситуации.
Блокирующее синхронизаторное кольцо уже снято, поэтому снимаем эпицикл и вилку. Для этого откручиваем стопор, болт вытаскиваем. Снятые эпицикл с вилкой откладываем в сторону, не меняя их взаимное расположение. Ориентируемся на положение вилки в ложбине эпицикла.
Далее выпрессовываем центральную часть из подшипника на прессе. Без пресса этим заниматься не стоит.
Наверху осталась шестерня привода ретардера, снимаем её. Используем специнструмент, так как закреплена она крепко. Если КПП без ретардера, то этой шестерни в демультипликаторе не будет.
Дефектовка: осматриваем зубья шестерни на износ.
Снимаем площадку под шестернёй – это дисковая муфта. Мы сняли муфту вместе с конусом синхронизатора. Конус и кольцо синхронизатора называют также тормозными кольцами.
Дефектовка: осматриваем зубья на конусе, кольце синхронизатора, а также на эпицикле. Проверяем поверхности синхронизаторных колец и муфты: чтобы не было царапин и прочих повреждений.
Дефектовка окончена: зубья и поверхности проверены, повреждений и износа нет.
Дальше моем все детали и собираем. Проверяем, чтобы в подшипниках планетарной передачи было масло.
Конус синхронизатора ставим вместе с муфтой, как и снимали. Собираем два тормозных кольца – конус и кольцо синхронизатора. Смотрим, чтобы между ними был зазор. Если зазора нет – кольца работать не будут.
На тормозные кольца ставим шестерню привода ретардера и аккуратно запрессовываем её резиновой киянкой.
Устанавливаем муфту в том же положении, в котором она была до разборки. Иначе при окончательной запрессовке демультипликатор повредится и не будет работать. При запрессовке аккуратно совмещаем прорезь на муфте с прорезью в корпусе.
Эпицикл устанавливается в одном положении. Сначала надеваем, чтобы попасть в поршень и сателлиты, дальше выравниваем по ползункам.
Устанавливаем эпицикл, чтобы все блокирующие шарики касались коротких шлицов – ползунков. Далее также устанавливаем синхронизаторное кольцо – чтобы все короткие шлицы коснулись всех блокирующих шариков.