Корзина

Cross to close
В корзине нет товаров
На главную

Как работает сцепление в грузовиках Scania

Сцепление Скания – это узел, который прерывает связь между двигателем и КПП для облегчения переключения передач. Принцип функционирования сцепления в грузовых и легковых автомобилях схож. Разберём, как работает сцепления в тягачах и самосвалах Scania.

1. Маховик двигателя

2. Диск сцепления – ведомый

3. Корзина сцепления

4. Вилка сцепления

5. Толкатель

6. Пневмогидравлический усилитель – сервопривод

7. Бачок с гидравлической жидкостью

8. Педаль сцепления

9. Главный цилиндр

10. Гидравлический шланг

11. Выжимной подшипник

12. Клапан

13. Рабочий поршень

 

Принцип работы сцепления

 

Водитель нажимает педаль сцепления, главный цилиндр создаёт давление и направляет гидравлическую жидкость в ПГУ. Внутри ПГУ из-за давления жидкости через клапан впускается воздух, который давит на поршень. Жидкость в своей камере давит на поршень в том же направлении.

 

Из-за движения поршня толкатель толкает вилку, которая обратным движением оттягивает выжимной подшипник и ведомый диск вместе с ним. Сцепление размыкается, крутящий момент с двигателя на КПП не передаётся – можно переключать передачу.

 

Когда водитель отпускает педаль, происходит обратное движение, в итоге которого диск сцепления прижимается диафрагменной пружиной к маховику, и передача крутящего момента возобновляется.

 

Чтобы лучше понять, как пневмогидравлический усилитель помогает водителю, рассмотрим, как движется жидкость и воздух в сервоприводе.

А – жидкость

B – воздух

 

Работа ПГУ (сервопривода)

 

Водитель выжимает сцепление. Гидравлическая жидкость давит на золотниковый клапан, который запускает в рабочую камеру воздух. Под давлением воздуха и жидкости поршень через толкатель перемещает вилку, которая оттягивает выжимной подшипник и диск сцепления от маховика двигателя. Жидкость и воздух «помогают» водителю выжать сцепление.

А - жидкость

В - воздух

 

Водитель отпускает педаль – давление гидравлической жидкости и воздуха ослабевает. Усилие диафрагменной пружины прижимает выжимной подшипник вместе с диском сцепления к маховику, так как оно уже не уравновешено давлением на поршень и вилку.

 

Сцепление в Opticruise

 

На автомобилях с Opticruise устанавливается сцепление с электрическим мотором – Electric Clutch Actuator, сокращённо ECA. На двухпедальном Opticruise сцепление выжимается автоматически. На трёхпедальном водитель может управлять сцеплением самостоятельно или доверить это автоматике. Сцепление с электрическим мотором напрямую не связано с педалью.

 

Водитель выжимает сцепление. Датчики положения педали отправляют сигнал на координатор. Дальше координатор даёт команду на электромотор по CAN-шине.

 

Шаговый мотор ECA раскручивается, толкает поршень, который толкает рабочую жидкость. И жидкость уже выжимает сцепление. Принцип тот же: вилка оттягивает корзину сцепления от маховика. За 0,2-0,3 секунды мотор успевает выжать и опустить сцепление.

Схема ECA: зелёным показана рабочая жидкость