Сцепление Скания – это узел, который прерывает связь между двигателем и КПП для облегчения переключения передач. Принцип функционирования сцепления в грузовых и легковых автомобилях схож. Разберём, как работает сцепления в тягачах и самосвалах Scania.
1. Маховик двигателя
2. Диск сцепления – ведомый
3. Корзина сцепления
4. Вилка сцепления
5. Толкатель
6. Пневмогидравлический усилитель – сервопривод
7. Бачок с гидравлической жидкостью
8. Педаль сцепления
9. Главный цилиндр
10. Гидравлический шланг
11. Выжимной подшипник
12. Клапан
13. Рабочий поршень
Водитель нажимает педаль сцепления, главный цилиндр создаёт давление и направляет гидравлическую жидкость в ПГУ. Внутри ПГУ из-за давления жидкости через клапан впускается воздух, который давит на поршень. Жидкость в своей камере давит на поршень в том же направлении.
Из-за движения поршня толкатель толкает вилку, которая обратным движением оттягивает выжимной подшипник и ведомый диск вместе с ним. Сцепление размыкается, крутящий момент с двигателя на КПП не передаётся – можно переключать передачу.
Когда водитель отпускает педаль, происходит обратное движение, в итоге которого диск сцепления прижимается диафрагменной пружиной к маховику, и передача крутящего момента возобновляется.
Чтобы лучше понять, как пневмогидравлический усилитель помогает водителю, рассмотрим, как движется жидкость и воздух в сервоприводе.
А – жидкость
B – воздух
Водитель выжимает сцепление. Гидравлическая жидкость давит на золотниковый клапан, который запускает в рабочую камеру воздух. Под давлением воздуха и жидкости поршень через толкатель перемещает вилку, которая оттягивает выжимной подшипник и диск сцепления от маховика двигателя. Жидкость и воздух «помогают» водителю выжать сцепление.
А - жидкость
В - воздух
Водитель отпускает педаль – давление гидравлической жидкости и воздуха ослабевает. Усилие диафрагменной пружины прижимает выжимной подшипник вместе с диском сцепления к маховику, так как оно уже не уравновешено давлением на поршень и вилку.
На автомобилях с Opticruise устанавливается сцепление с электрическим мотором – Electric Clutch Actuator, сокращённо ECA. На двухпедальном Opticruise сцепление выжимается автоматически. На трёхпедальном водитель может управлять сцеплением самостоятельно или доверить это автоматике. Сцепление с электрическим мотором напрямую не связано с педалью.
Водитель выжимает сцепление. Датчики положения педали отправляют сигнал на координатор. Дальше координатор даёт команду на электромотор по CAN-шине.
Шаговый мотор ECA раскручивается, толкает поршень, который толкает рабочую жидкость. И жидкость уже выжимает сцепление. Принцип тот же: вилка оттягивает корзину сцепления от маховика. За 0,2-0,3 секунды мотор успевает выжать и опустить сцепление.
Схема ECA: зелёным показана рабочая жидкость