Дальнобойщику в рейсе непросто питаться правильно и полезно. Водители нередко едят в дороге полуфабрикаты, фаст-фуд, блюда быстрого приготовления и так далее. Это экономит время и деньги, но «растрачивает» здоровье. Но следят за своим питанием не все даже дома, не говоря уже о дороге.
Еда дальнобойщика в России варьируется от совсем вредной, до умеренно полезной. В долгий рейс с собой еды не наберёшь – испортится. Покупать продукты в пути и готовить в кабине – нужен навык и оборудование. В придорожных кафе цены от доступных до неприятных, а по качеству продуктов – лотерея. Выигравший получает недорогой вкусный и питательный обед, а проигравший – отравление.
А вот совместить всё вышеперечисленное в разумных пропорциях – хорошая идея. Взять с собой часть продуктов и готовых блюд на первые дни, заезжать в проверенные кафе и иногда готовить в кабине. Если при этом есть ещё запас полезных и сытных перекусов, то проблем с желудком можно не опасаться.
Разберёмся с нюансами питания дальнобойщиков в дороге. Что брать с собой, как готовить в кабине, как разделить приёмы пищи, чтобы не терять концентрации, и так далее. Приведённые далее советы помогут забыть об изжоге, вздутиях, тяжести в животе и других неприятных, но распространённых среди водителей проблемах.
Можно начать с дневной нормы потребления калорий и соотношения белков-жиров-углеводов, но вряд ли дальнобойщики будут заморачиваться с подсчётами и следовать диетам. По крайней мере, многие на это не готовы. Но следование базовым правилам поможет чувствовать себя лучше и не засыпать за рулём.
Стоит ограничить потребление жирного, острого, солёного, сладкой газировки и блюд быстрого приготовления. Острая еда провоцирует изжогу, как и сладкая газировка. Жирная пища долго и сложно переваривается, вызывает тяжесть в желудке. Солёное вызывает жажду, приходится больше пить, отвлекаться от дороги и останавливаться.
Энергетики, сладкое и кофе помогают какое-то время бороться со сном, но вредят организму при постоянном употреблении. Пара энергетиков даст час бодрости, но потом сонливость только усилится. А «в комплекте» с сонливостью может быть изжога или вздутие.
Всевозможные «дошираки» – это пустые калории с малополезными добавками. Голод утолят, но дадут тяжесть в настоящем и проблемы с желудком в будущем. Иногда дальнобойщики доходят до совсем уж необычных блюд, вроде лапши с пельменями, сосисками и майонезом – лишь бы забить голод надолго. И это работает, но потом тянет в сон, крутит живот и так далее.
Стоит добавить в рацион фрукты, овощи, сухофрукты, орехи. В этих продуктах много клетчатки, белков, витаминов и других полезных веществ. Они не дают моментального чувства насыщения, как пельмени с лапшой, но не вызовут и побочных явлений.
Пить достаточно воды. Идеально – 2 литра в день. Кофе, чай и соки – это не вода, а больше еда, поэтому не считаются. Полезно иметь под рукой бутылку минеральной воды без газа, она нормализует работу желудка и солевой баланс организма.
Заменить красное мясо на белое – тоже хорошая идея. Белое мясо усваивается быстрее и меньше нагружает желудок. Также от курицы или индейки нет той сонливости после плотного обеда с говяжьей котлетой или пельменями.
Стоит брать с собой «стратегический запас» консервов, хлебцев, галет и так далее – «сухпай» для дальнобойщика. От внезапной поломки в поле никто не застрахован. Проверенные полуфабрикаты, макароны и крупы не помешают, если есть желание готовить и нужное оборудование.
Планирование – залог успеха, здорового пищеварения и вкусного питания. Перед рейсом стоит выделить время и решить, какие продукты взять с собой свежими, какие замороженными, сколько нужно консервов и так далее.
Например, взять курицу в фольге на первый вечер-два – как в поезд. Захватить немного свежих овощей, чтобы сделать салат, фруктов – на перекусы. Этим питаться 3-4 дня. А на следующие дни прихватить замороженных домашних блюд. По дороге заезжать в магазины и докупать продукты по желанию. Если нет времени или желания готовить-размораживать, всегда можно заехать в кафе. В общем, хороший план питания особенно ужен для дальних рейсов.
4 приёма пищи. Из-за сидячей работы и необходимости фокусироваться на дороге, дальнобойщикам подходит четырёхразовое питание. Чтобы питательные вещества успевали усваиваться, между приёмами пищи должно проходить 4-5 часов. При этом основную часть стоит съесть в первой половине дня, чтобы не чувствовать сонливость и не нагружать желудок на ночь. Например, завтрак – 25%, полдник – 25%, обед – 35%, ужин: 15%.
Плотный завтрак поможет быть в тонусе с утра, полдник и обед без перееданий дадут бодрость на весь рабочий день. А лёгкий ужин позволит легко уснуть и встать с утра без ощущения тяжести. Поэтому на ужин стоит есть больше овощей, сухофруктов и других лёгких для усвоения продуктов. Красного мяса, теста и прочей тяжёлой еды вечером лучше избегать.
Не переедать. Как упоминалось выше, дальнобойщики нередко пытаются съесть максимальное количество калорий за раз, чтобы тратить минимум времени на еду. Но такой подход в перспективе приведёт к проблемам с ЖКТ (желудочно-кишечным трактом). А сонливость и тяжесть в животе наступят почти сразу. Водитель теряет концентрацию, когда его клонит в сон, а это распространённая причина аварий.
Перекусы могут быть полезными. Чипсы, сухарики, солёные семечки помогают не уснуть и утолить голод, не останавливая грузовик. Но от них бывают уже упоминавшиеся последствия: вздутие, изжога, тяжесть, жажда. Поэтому имеет смысл перекусывать орехами и сухофруктами. Хлебцы и галеты тоже лучше чипсов для желудка. Если хочется чего-то сладкого – можно добавить мёд. Он хорошо хранится, полезен, и его можно есть прямо из банки.
Количество и тип продуктов, которые дальнобойщик берёт с собой, зависят от длительности рейса и маршрута. Если ехать пару недель, а городов с нормальными магазинами вокруг мало, то стоит взять побольше продуктов с собой. А если рейс займёт пару дней по крупным городам, то можно и вовсе не возить с собой заготовок. Тут уже всё зависит от того, насколько водитель любит домашнюю еду.
Для хранения продуктов и готовых блюд в дороге нужен автомобильный холодильник. Если тягач им не оборудован, а рейсы долгие, имеет смысл приобрести холодильник самостоятельно. Важно его правильно подключить: не забыть про предохранители, поставить подходящий инвертор, если вольтаж не подходит, и так далее. Это касается любой электрической техники в кабине.
Автомобильные холодильники нередко однокамерные с двумя режимами: морозилка или холодильник. То есть, взять с собой замороженную домашнюю еду и продукты, которые нужно хранить в холодильнике, не получится. Хотя никто не мешает приобрести второй холодильник: один для заморозки, другой для охлаждения.
При наличии холодильника в рейс можно брать: замороженные готовые домашние блюда или хорошие полуфабрикаты, незамороженные блюда, свежие продукты. Для разогрева потребуется плитка со сковородкой или микроволновка.
Перед рейсом прикидываем, сколько нужно готовых блюд, и заготавливаем их порционно в контейнерах или пакетах. При выборе рецептов не забываем об описанных выше правилах: поменьше красного мяса, не перебарщиваем с калориями в одном блюде и так далее.
Картофель после любой термической обработки замораживать не стоит – после разморозки он потеряет вкус и остатки полезных свойств.
Замораживать можно супы или рагу без картошки, блины с начинкой, голубцы, пироги и так далее – на что хватит воображения. Также имеет смысл захватить замороженные овощные смеси от надёжных брендов. Разогреваем их в сковородке, добавляем специи и мясо – и блюдо готово.
Покупные полуфабрикаты вроде пельменей, блинов по вкусу редко могут сравниться с домашними аналогами. А замороженные блюда с соусами и добавками ещё и хранятся хуже. Кроме того, качество мяса в таких полуфабрикатах на совести производителя, а они любят экономить. В овощных же смесях что-то испортить сложнее.
Овощи и фрукты пролежат без холодильника пару дней, если на улице не жара. Если холодильник не в режиме морозилки, то в нём продукты не испортятся 4-5 дней. Это же касается колбасы, сыра, ветчины, карбоната и так далее.
Сыр и колбаса дольше хранятся в пергаментной бумаге или фольге. В плотно закрытом контейнере – поменьше, а в полиэтилене испортятся за пару дней. Если берёте с собой варёные яйца, то варите их подольше – до часа. Из-за этого они хранятся дольше. Треснувшие во время варки яйца брать не стоит – быстро испортятся.
Вакууматор – альтернатива замораживанию. Стоит относительно недорого, но позволяет хранить в холодильнике готовые или почти готовые блюда. Продукты в этом случае не замораживаются, а только охлаждаются, поэтому вкус остаётся ярким, да и полезных веществ сохраняется больше. Блюда без соуса или бульона вакуумировать и распаковывать проще, но при желании можно заготовить и рагу, и даже густой суп.
Мясные, рыбные и овощные консервы хороши в роли перекуса или дополнения к горячему блюду. Например, в готовую гречку, рис или овощную смесь тушёнка добавит сытности и вкуса. Главное – поймать пропорции.
Галеты и хлебцы подойдут для перекуса за рулём. Их можно обмакнуть в мёд или варенье. Или намазать плавленым сыром. Вариантов – масса. Самый полезный перекус – сухофрукты и орехи. В магазинах встречаются фруктово-злаковые батончики, которые неплохо восстанавливают энергию, но по вкусу придутся не всем.
Для того, чтобы приготовить или разогреть блюдо в кабине, потребуются кухонные гаджеты: плитка, сковородка, кастрюля, микроволновка, мультиварка, гриль. Не обязательно все сразу, но что-то точно нужно.
Дальнобойщики часто покупают газовую плитку, которая работает на маленьких баллонах. Её не нужно встраивать в электрическую систему автомобиля, и она не увеличивает расход горючего. Но газ – не самый безопасный вариант готовки в полевых условиях. А готовка на сковородке занимает время и требует минимальных умений.
В дорожных условиях на сковородке удобно разогреть заморозку, пожарить яичницу или сделать что-то такого же уровня сложности. Заморачиваться с более сложными операциями у большинства водителей нет ни времени, ни желания.
Мультиварка подходит для приготовления разных блюд без особых усилий. Современный кухонный гаджет, который облегчает жизнь и экономит время. Пожарить мясо, сделать плов, запеканку, отварить макароны, сварить суп – всё это «умеет» мультиварка.
В мультиварке удобно готовить крупы, добавляя к ним овощи и мясо по вкусу. В продаже встречаются и готовые сухие смеси. Это не обычные «бпшки», а простые и довольно полезные блюда. В составе крупы, сушёные овощи и специи – такие смеси хранятся долго, и в них нет усилителей вкусов и вредных добавок. Брать аналогичные смеси с мясом не стоит – много вопросов к качеству мяса. Но ничего не мешает добавить белка уже в мультиварке.
Добавляем нужные ингредиенты, выбираем программу и запускаем. Через заданный интервал времени блюдо готово – остаётся перемешать, добавить соль и специи. Поэтому готовить можно в дороге – за процессом следить не нужно. Хорошая экономия времени на стоянках.
Отложенный старт и поддержание тепла – ещё пара полезных функций. Например, водитель остановился, перекусил свежими продуктами и планирует следующую остановку через 4 часа. Чтобы не тратить время на готовку, он закидывает в мультиварку крупу, мясо, специи и выбирает режим «Плов». Время готовки – 1 час. Водитель выставляет отложенный старт через 3 часа.
Теперь через 3 часа мультиварка начнёт готовить плов, через 4 часа он будет готов – как раз к следующей остановке. А если по дороге попадётся замедление, и водитель доберётся до стоянки только через 5 часов – ничего страшного. Мультиварка будет поддерживать готовое блюдо тёплым.
В мультиварке, независимо от модели, запрограммировано несколько базовых режимов готовки: суп, каша, запеканка и так далее. Во всех случаях блюдо готовится под плотно закрытой крышкой, поэтому мультиварка без проблем работает в дороге.
Встречаются модели с режимом жарки, в котором блюдо готовится с открытой крышкой. В этом случае мультиварка заменяет сковородку: можно приготовить яичницу, поджарить мясо и так далее. Но уже на стоянке, а не в пути.
В продаже попадаются мультиварки, рассчитанные на напряжение в электрической системе грузовиков. Обычно это бюджетные модели с доставкой из Китая, но постепенно появляются и варианты в местных онлайн-магазинах и маркетплейсах. А если есть подходящий инвертор, то получится подключить и бытовую модель.
На гриле удобно жарить мясо: котлеты, стейки, куриную грудку. Овощи-гриль – тоже вкусное блюдо, а есть ещё и сыр для жарки. На гриле всё готовится быстрее и удобнее, чем на сковородке. Да и пережарить на гриле сложнее.
Котлеты и другие заготовки можно сделать дома, завакуумировать и положить в холодильник. На стоянке достаточно будет вскрыть пакет и обжарить.
Суммируем описанное выше в рабочий вариант. Водителю стоит приобрести мультиварку, холодильник и инвертор по необходимости. Этого хватит для приготовления еды в дороге.
Лайфхаки
Витамины и лекарства
На основе советов выше дальнобойщик сможет улучшить свой рацион, сэкономить время и деньги. Всё одновременно использовать не обязательно – выбор зависит от обстоятельств, привычек и пищевых предпочтений. Главное – это задуматься о питании в рейсе и спланировать его, а не оставлять на волю случая. Тогда и здоровье улучшится, и вероятность неприятностей на дороге уменьшится.