Шины отвечают за контакт грузовика с дорогой. От них зависит управляемость, проходимость, тормозной путь и расход топлива. Грузовые шины при должной эксплуатации ходят от 70 до 180 тысяч километров. Срок службы зависит от самих покрышек, условий работы и стиля вождения.
Рассмотрим, какие шины для грузовых автомобилей бывают, и как их выбирать. В том числе разберёмся, как узнать год выпуска шин, и что означают цифры на шинах. Начнём с классификации.
На тягачи Scania 5 и 6 ставятся грузовые шины диаметром 22,5 дюйма. Посадочный размер обода стандартизирован: покрышки размером 22,5 дюйма подойдут не только на Scania, но и на тягачи других европейских марок. На внедорожной технике Scania, типа карьерных самосвалов, встречаются шины диаметром 20 и 24 дюйма.
На грузовиках Scania в России встречаются летние и всесезонные шины. Зимние ставят только на севере – в регионах со сложными дорожными и внедорожными условиями. В центральной полосе водители и перевозчики чаще отдают предпочтение всесезонной резине.
Шины для грузовиков классифицируются по строению, месту установки и условиям эксплуатации. По строению выделяют радиальные и диагональные – отличаются прокладкой корда в шине. На технику Scania ставят только радиальные покрышки, поэтому диагональные рассматривать не будем.
По месту установки грузовые шины разделяются на рулевые, ведущие, для прицепов, универсальные и специальные.
Рулевые шины устанавливаются на колёса рулевой оси. В маркировке присутствует буква F. Задача этих колёс – направлять движение автомобиля, им не нужна повышенная проходимость, «цепкость» и так далее. Поэтому рисунок протектора рулевых шин состоит из продольных бороздок.
Ведущие шины устанавливаются на колёса ведущей оси или осей, если их несколько. Маркируются буквой D. Ведущие колёса приводят автомобиль в движение, им нужно прочное сцепление с поверхностью. Поэтому на этих шинах присутствую продольные и поперечные канавки.
Шины для прицепов и полуприцепов называют «батонами». Маркируются буквой T. На колёса полуприцепа приходится большая нагрузка, поэтому шины на них ставятся шире, чем на сам тягач. Протектор этих колёс выполнен с учётом основной задачи – минимизировать сопротивление качению.
Универсальные шины подходят для установки любую ось. В маркировке присутствует буква Z. Водители нередко приобретают их ради экономии. Комплект универсальных шин дешевле, чем комплект из ведущих и рулевых. Ставят поэтапно: новые покрышки на рулевую ось, походившие – на ведущую.
Специальные шины разработаны для спецтехники: строительных и карьерных самосвалов и тому подобных машин. Это шины с усиленным профилем, повышенной прочностью и проходимостью в зависимости от задач.
В зависимости от условий работы грузовику требуются разные шины. На рынке десятки вариантов рисунков протектора, прочности и состава шин. Их разделяют на группы: шоссейные, региональные, городские, строительные и внедорожные.
Разделение отчасти условное, например региональные и городские не сильно отличаются. Но при выборе шин стоит ориентироваться на эти группы. Симметричный направленный узор протектора распространён на всех типах шин – он универсальный. Но встречаются и другие варианты.
Производитель размещает на шинах информацию о назначении шины, дате производства и других параметрах.
В маркировке типа 315*80*R*22.5 отражены основные параметры шины:
Узнать год выпуска шины можно по обведённым овалом цифрам. Это два двухзначных числа: неделя изготовления и год выпуска. Например, «1421» означает, что шина изготовлена в апреле 2021 года.
Другие параметры, на которые стоит обратить внимание:
Водители и владельцы грузовиков нередко разделяют грузовые шины на Michelin и остальных. Опыт показывает, что покрышки Michelin крепче и ходят дольше, чем варианты других производителей.
Другие популярные и проверенные производители: Bridgestone, Goodyear, Continental, Yokohama. В настоящее время набирают популярность отечественные шины Кама и варианты китайских производителей.
Шины изнашиваются и повреждаются в процессе эксплуатации. Грузовые автомобили постоянно в пути, поэтому и на шины нагрузка повышена.
Сколько должно быть давление в шинах? Зависит от места установки, точные данные – в документации на шины и автомобиль. Водители усредняют и накачивают шины грузовиков до 8 атмосфер – это универсальный и проверенный вариант для тягачей.
Перед каждой поездкой рекомендуется проверять все шины на грузовике. В том числе использовать манометр, если шина выглядит недокачанной или перекачанной. Таким образом получится избежать проблем на дороге. Проколы и грыжи видны при визуальном осмотре – главное, не пренебрегать им.
Б/у грузовые шины имеет смысл покупать после внимательного осмотра и проверки. Покрышки после ремонта использовать не стоит, даже если они выглядят хорошо. Не забываем, что на одну ось ставятся одинаковые шины, это касается и степени износа.
Износ б/у шин определяем поэтапно:
Нарезка – это углубление протектора по всем линиям. Таким образом продлевают срок службы шин и скрывают следы износа. На нарезанной шине не видны маячки износа, зато видны следы болгарки или регрувера.
Маячок износа – это цифра на протекторе. На одном уровне с ней на боковине должен быть треугольник или маркировка «TWI». Находим сбоку маркер, смотрим по нему, есть ли цифра-маячок. Если маячка нет – шина нарезана, брать не стоит.
Наварка – это «приваривание» протектора поверх износившегося. Если шина наварена в специализированной мастерской, то она какое-то время ещё отходит. В хороших мастерских наваривают протектор вулканизацией с соблюдением нужных условий. В плохих – кое-как.
Непрофессионально наваренный протектор в дороге может сдвинуться относительно шины, даже оторваться. Поэтому лучше не стоит покупать наваренные шины.
Наварка определяется по штампу мастерской или наплыву резины. В сервисах по навариванию на готовую шину сбоку ставят штамп. Если штампа нет, то наваренную шину выдаёт наплыв сбоку – он частично закрывает название бренда или другие заводские штампы.
В СССР был способ продления «жизни» шин – кольца на покрышки. Резиновые кольца надевались на шины: для бездорожья одни, для шоссе – другие.
Водитель съезжает с магистрали на бездорожье. Останавливается, слегка спускает давление в шинах, надевает на них кольца для бездорожья – и едет дальше без опасений. На шинах предусмотрены пазы для колец, поэтому трудностей при замене не возникало.
В Европе принято нарезать и наваривать шины. Таким образом водители экономят средства и улучшают экологию, ведь шины выкидываются реже.
Протектор износился – владелец нарезает его в специализированной мастерской и ездит дальше. Когда и нарезанный протектор исчерпал ресурс, шины наваривают в оборудованном сервисе. На таких шинах автомобиль ходит ещё несколько тысяч километров. И только после этого шины заменяются на новые.