Место, где находится номер двигателя на «Скании», зависит от версии мотора. Знаменитые тягачи оснащают силовыми установками 20-ти разновидностей. Размещение уникального цифрового номера (VIN) тоже зависит от модели грузовика.
Грузовые оснащают двигателями следующих типов:
• Рядными объемом от 9-ти, 11, 12 и 13 л;
• V-образными 8 цилиндровыми объемом 16 л.
• Мощность варьируется в пределах от 230 до 730 л.с., крутящий момент – от 1050 до 3500 нм.
9-литровые силовые установки DSC9 производительностью 230 и 310 л.с. устанавливали на первые модели Griffin. Это простые и недорогие турбированные двигатели с механическими топливными насосами высокого давления, 2-клапанными головками и интеркулером. Позже появились моторы с 4-клапанными раздельными головками и электронно управляемыми насос - форсунками, а также установки с системой Common Rail.
Помимо 9-лит. производитель стал выпускать 11-литровые двигатели DC11 (340, 380, 420 и 470 л.с.), 12-литровые DC12 (340-470 л.с.), 12,7-литровые «шестерки» DC13 (440-480 л.с., Euro-6) и 16,4-литровый DC16 V8 (730 л.с.). Моторы DC13 чаще всего встречаются на грузовиках для строительной отрасли и магистральных перевозок.
У моторов объемом 9 л номер выбит на блоке цилиндров с правой стороны. Ориентация зависит от поколения:
• у старых – спереди;
• у новых – сзади.
У моторов объемом 11-16 л номер наносится не только на блок цилиндров (спереди справа), но и на специальный металлический шильдик. Шифр состоит из заглавных литер и цифр высотой от 5 мм, методы гравировки – иглой или штамповкой.
Буквенно-цифровая последовательность содержит следующие данные о двигателе: тип, версию, серийный номер.
Для примера рассмотрим код DC9 63 A (серийный номер опущен). Здесь символы означают:
• DC – турбированный дизельный движок с интеркулером (воздушное охлаждение);
• 9 – объем составляет 9 л;
• 63 – код мощности (полное значение выходной мощности указывают на шильдике мотора);
• А – двигатель для общего промышленного использования.
• У старых моторов версия указывается в 2-строчном формате.
Найти индивидуальный идентификационный vin номер грузовика Scania бывает непросто, т.к. производитель не ставит его на видном месте. Чаще всего код наносят на раму позади правого переднего колеса, вблизи амортизатора. Также он может быть проставлен на специальной металлической пластине, находящейся внутри кабины справа.
VIN отображают в 2-строчном формате символами высотой от 7 мм. В конце номера проставляют знак «+».
Сведения о моторе, зашифрованные в его номере, позволяют точно подобрать запчасти и расходные материалы. Кроме того, шифр нужен для идентификации двигателя. Если грузовик угонят, владелец среди прочей информации сообщит в полицию и номер силовой установки. Это позволит распознать краденую машину, даже если ее внешний вид будет сильно изменен. В итоге есть шанс на то, что транспортное средство вернут владельцу.
Часто угнанные машины разбирают на запчасти. Зная номер двигателя, правоохранители смогут обнаружить его и благодаря этому выйти на преступников.
По коду VIN можно отследить историю автомобиля. В частности, с его помощью определяют недавний задокументированный пробег и график обслуживания, выявляют факты участия в ДТП. В первую очередь такая информация нужна покупателю б/у машины.
До недавнего времени номер мотора вносили в документы на автомобиль при постановке на учет. Приказом No950 МВД эта норма была упразднена, что нашло отражение в п. 19 Правил госрегистрации ТС.
Тем не менее значение, этого номера государственные службы не умаляют. По-прежнему действует ст. 326 Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за подделку или уничтожение любого буквенно-цифрового идентификатора автомобиля, установленного на двигателе, раме, шасси или кузове. Закон предписывает наказывать нарушителей следующими способами:
• Денежным взысканием;
• выполнением работ общественного характера;
• лишением свободы на срок до 2 лет.
Если символы не читаются по независящим от владельца причинам, например из-за повреждения при аварии или развития коррозии, привлекать к ответственности его не будут. Инспектор ГИБДД отправит автомобиль на экспертизу в региональный центр при регистрационном отделе. Здесь обследование проводят бесплатно, но придется постоять некоторое время в очереди. Чтобы пройти процедуру быстрее, можно обратиться в аккредитованную коммерческую организацию.
Все эти хлопоты отнимают у водителя много сил и времени. Поэтому рекомендуется максимально защищать номера от внешних воздействий, чтобы они оставались читаемыми как можно дольше.