Грузовые авторазборки каждый год становятся всё популярнее. В мире с одной стороны укрепляется тенденция к экологичности и повторному использованию запчастей, а с другой – усложняется логистика доставки новых деталей. В разных частях света свои особенности в организации и работе авторазборок.
В Европе оборот б/у запчастей регулируется на государственном уровне, компании-разборки фокусируются на качестве деталей и комфорте для покупателя. А их коллеги из Индии зачастую работают нелегально, сваривают одну раму из двух и делают ещё много чего, противоречащего законам и здравому смыслу.
Всё чаще встречаются авторазборки, специализирующиеся на одной марке грузовиков. При таком подходе компаниям проще найти надёжные каналы поставки и наладить их. А мастера лучше вникают в особенности автомобилей, нарабатывают опыт и экспертизу.
В этой статье пройдёмся по отличиям и локальным нюансам работы грузовых авторазборок, специализирующихся на Scania, в разных частях мира. Рассмотрим особенности и тенденции бизнеса для крупных регионов, а не для отдельных стран.
В странах Северной Европы авторазборки следуют экологическим стандартам и стремятся к высокому качеству деталей. Специализированные разборки Scania часто встречаются в Швеции, где была создана эта марка. Но и цены на б/у запчасти выше, чем в других регионах.
Экология. Авторазборки в Скандинавском регионе – это легальный бизнес, поэтому они утилизируют отходы по нормам, установленным законом. Да и само повторное использование запчастей улучшает экологическую обстановку: меньше отходов – меньше вреда природе.
Люди в Северной Европе серьёзно относятся к сохранению окружающего мира. Поэтому некоторые компании получают сертификаты соответствия экологическим нормам.
Качество. Запчасти классифицируют по степени износа, остаточному ресурсу и возможности повторного использования. Отдельные детали восстанавливаются в соответствии с нормативами и инструкциями Scania.
В Европе ровные дороги, а водители внимательно относятся к прохождению ТО, следуют технике безопасности и не ездят с перегрузом. Поэтому и б/у запчасти изначально качественные. Добавляем к этому профессионализм мастеров-разборщиков, специализирующихся на Scania, и получаем на выходе оригинальные б/у детали с большим остаточным ресурсом.
Дополнительно. Большинство авторазборок продают детали через интернет на собственном сайте и отправляют по всей Европе. Также многие предлагают официальную гарантию на свои б/у запчасти.
Цены. Качество выше – выше и цены. Детали Scania б/у в Северной Европе обычно дороже, чем в других регионах Европы и мира. Но зато и ходят почти так же долго, как новые.
В Северной Америке популярны грузовики местных марок: Kenworth, Peterbilt, Freightliner. Scania встречается редко, поэтому специализированных авторазборок мало, а цены на запчасти бывают выше, чем в Европе. Деятельность компаний может регулироваться законом по-разному в соседних провинциях или штатах – это её одна особенность Северной Америки.
Цены и ассортимент. Меньше Сканий – меньше и запчастей к ним, поэтому и цены впечатляют, иногда запчасти даже импортируют из-за рубежа под заказ. Чтобы починить тягач Scania, возможно, придётся подождать запчастей и заплатить больше, чем за ремонт Freightliner’а.
Авторазборки ведут учёт деталей в электронных каталогах, продают их через интернет и дают гарантию. Крупные компании даже получают сертификаты качества на свои запчасти у официальных дилеров. Существуют программы обмена старых двигателей на отремонтированные с гарантией.
Законы и экология. В США законы, регулирующие деятельность авторазборок, могут отличаться в разных штатах, а в Канаде – в разных провинциях. Отличия касаются экологических норм, требований к утилизации отходов и так далее. В одних штатах и провинциях нормы строгие – на уровне европейских, а в других – почти отсутствуют.
В Азии авторазборки Scania отличаются в зависимости от страны. В Японии – это технологичные компании с частичной автоматизацией и строгим контролем качества. В Мьянме и других менее развитых странах происхождение запчастей нередко покрыто тайной, а разборки иногда похожи на большие гаражи.
Доступность. В Китае и Индии расположены производственные мощности Scania, поэтому шведские тягачи популярны в Азии. Специализированные разборки также встречаются. В продаже можно найти б/у детали в хорошем состоянии и новые оригинальные запчасти по приемлемым ценам.
Качество. В зависимости от страны качество запчастей Scania в продаже сильно отличается. В Камбоджи и Индии б/у детали могут быть с маленьким остаточным ресурсом или отремонтированные. Покупателя о таких нюансах извещают не всегда, а гарантия – до ворот. В Японии же б/у запчасти мало отличаются от новых, а продавец даёт гарантии даже на восстановленные экземпляры.
Грузовые авторазборки Scania нередко предлагают ремонт на месте б/у запчастями. В Индии, как упоминалось выше, с помощью паяльной станции и благословения Вишну ремонтируют что угодно, вплоть до сломанной рамы. Сколько месяцев или дней такая деталь будет работать – вопрос открытый, видимо, тоже на усмотрение Вишну. Аналогичная ситуация и в других менее технологически развитых странах.
В Японии и Сингапуре на специализированные разборки Scania можно положиться. Они не только контролируют качество поступающих в продажу деталей, но продают их через Интернет и профессионально ремонтируют и восстанавливают грузовики.
Законы и экология. К экологическим нормам в Азии относятся проще, чем в Европе. Строгие требования к утилизации отходов и экологичности работы авторазборок предъявляются только в Японии. В других странах государство менее строго контролирует чистоту работы этого сегмента бизнеса.
В Камбодже, Мьянме, Индии из-за слабого контроля государства немало авторазборок работают полулегально или вовсе незаконно. Поэтому о гарантии речи не идёт.
В Западной Европе ответственно относятся к экологии, повторному использованию и утилизации всего, поэтому деятельность авторазборок регулируется законами и экологическими стандартами. Специализированные разборки Scania используют современное оборудование, продают запчасти онлайн и дают на них гарантию.
Качество. Авторазборки в Европе – это крупные технологичные компании, которые нередко занимают внушительные площади и хранят на складах сотни тысяч деталей. Покупатель получает полную информацию, откуда его запчасть получена, как хранилась и так далее. Разборки работают прозрачно, предоставляют документы, когда это необходимо, и дают гарантию на детали. Поэтому б/у запчасти в Западной Европе ходят долго.
Цены. Детали на авторазборках дороже, чем в Азии или Восточной Европе. Качество, сертификаты и гарантия стоят денег. Но всё равно цены значительно ниже, чем на новые оригинальные запчасти. А качество выше, чем у аналогов от других производителей. Высокие цены также связаны с высокими налогами и строгим государственным регулированием.
Законы и экология. Авторазборки, в том числе специализирующиеся на Scania, работают легально, поэтому покупатели не сомневаются в происхождении запчастей. Все компании обязаны соблюдать экологические нормы по утилизации отходов, жидкостей и так далее. А некоторые получают подтверждающие сертификаты о соответствии более высоким экологическим стандартам.
Логистика. В Западной Европе перемещение деталей между странами стоит недорого и занимает немного времени. Авторазборка может быстро привезти под клиента машинокомплект или редкую деталь, не завышая цену до заоблачных высот.
Оснащение авторазборок в Восточной Европе в среднем хуже, чем в западной и северной части континента, а качество деталей отличается у разных компаний. Встречаются запчасти с большим ресурсом и прозрачной историей, но немало и посредственных экземпляров непонятно откуда и без документов. Грузовики Scania в этом регионе распространены, поэтому специализированные разборки существуют.
Качество. Не все компании дают полную информацию о деталях в ассортименте. Иногда не получится проследить историю двигателя и так далее. Отношение к контролю качества проще, чем в Западной и Северной Европе, поэтому в продаже попадаются запчасти, которые ломаются вскоре после установки. Но существуют авторазборки, которые дают гарантию на свои запчасти и предоставляют документы на номерные агрегаты.
Цены. Б/у запчасти Scania в Восточной Европе дешевле, чем в соседних европейских странах. Это напрямую связано с более низким остаточным ресурсом деталей в продаже, отсутствием прозрачности бизнеса и гарантий. Конечно, это не значит, что все разбирают битые машины и продают неликвид. Встречаются компании, которые не уступают западноевропейским оснащённостью и качеством, например в Польше и Румынии.
Соседи по Евросоюзу нередко целенаправленно приезжают в восточноевропейские страны за запчастями: цены ниже, и границы пересекаются без проблем. Также некоторые авторазборки экспортируют детали в соседние государства и даже за пределы Европы.
Законы и экология. В Восточной Европе действуют те же экологические нормы, что и во всём Евросоюзе. Авторазборок в основном касаются нормы по утилизации материалов и жидкостей. Большинство компаний следуют правилам, но не все. Сертификаты соответствия экологическим нормам в восточной части Европы ценится не так высоко, как в западной.
Грузовики Scania популярны в Латинской Америке, встречаются и специализированные авторазборки. Здесь ремонтируют автомобили до последнего, а не меняют каждые несколько лет, как в Европе. Это касается и грузовиков. Со стороны государства отрасль регулируется слабее, чем в Северной Америке или за океаном, а экологические нормы соблюдают не все компании.
Качество и доступность. Качество варьируется от разборки к разборке и от страны к стране. В Бразилии найти оригинальные детали с хорошим ресурсом проще, чем в некоторых соседних странах. Чаще встречаются компании, которые дают гарантию и предоставляют нужные документы на запчасти и агрегаты.
Нелицензированные авторазборки встречаются по всей Латинской Америке. Качество деталей у них в основном не лучшее, а происхождение туманное. Но и среди них попадаются ответственные компании с достойным ассортиментом. Некоторые импортируют оригинальные детали из-за рубежа под заказ.
На авторазборках немало неоригинальных деталей. Оригиналы же нередко ремонтируют и восстанавливают. В некоторых мастерских адаптируют запчасти от других грузовиков под Scania.
Цены. Запчасти для Scania в Латинской Америке дешевле, чем в Северной, но и качество в среднем ниже. Цены на экземпляры с большим остаточным ресурсом и гарантией выше, но не такие высокие, как в Европе или США.
Законы и экология. Экологические нормы соблюдают далеко не все авторазборки, так как государства не особо пристально следят за этим. Сегмент бизнеса в целом не полностью легальный. Но в последние годы правительства берут под контроль разборки, поэтому компании постепенно выходят «из тени», начинают соблюдать экологические законы, платить налоги и так далее.
В Африке немало стран с развивающейся экономикой, поэтому ремонт и подержанные запчасти пользуются спросом. Грузовики Scania распространены в южной и восточной частях континента, здесь довольно много авторазборок, где предлагают оригинальные запчасти и аналоги. Качество б/у деталей ниже, чем в Европе и Америке, и редкие компании дают гарантию.
Качество. Новые оригинальные запчасти в Африке встречаются реже, чем в других частях света из-за сложной логистики и особенностей экономики. Поэтому тут активно используют б/у детали, ремонтируют и восстанавливают их. Встречаются авторазборки, которые предлагают запчасти с большим остаточным ресурсом и дают на них гарантию, но таких меньшинство, в основном – в Южной Африке.
Доступность. В отдалённых и экономически слабых регионах нет авторазборок. Чтобы отремонтировать грузовик понадобится ехать в соседний регион или заказывать доставку. А сайты в интернете есть далеко не у всех разборок.
Цены. Б/у запчасти в Африке значительно дешевле новых и сравнимы по цене с аналогами. Какое качество – такая и цена.
Законы и экология. За правильной утилизацией отходов в Африке следят редко – экологические нормы не такие строгие, как в Европе. Кроме того, здесь немало нелегальных авторазборок, которые не платят налоги и не заботятся ни о природе, ни о качестве запчастей.
В России работает немало грузовых авторазборок. В большинстве продают запчасти для всех марок тягачей. Но существуют и специализированные разборки Scania. Качество деталей варьируется от сравнимых с новыми до таких, которые не работают сразу. Цены ниже, чем в Европе даже при сравнимом качестве. С точки зрения экологии авторазборки не контролируются, а многие компании работают и вовсе вне закона.
Качество. Если детали сняты с грузовика, работавшего на российских дорогах, качество оставляет желать лучшего. Перепады высот и температур, разбитые дороги, езда с перегрузом – это обычные черты российских грузоперевозок. И всё это приводит к повышенному износу узлов и деталей тягачей. Такие запчасти долго не прослужат. Нередко на разбор покупают битые автомобили, качество деталей с них тем более сомнительно.
Встречаются авторазборки, которые покупают подержанные тягачи в Европе и продают запчасти с них. У таких деталей остаточный ресурс больше, так как в Европе дороги ровнее, с перегрузом не ездят, а ТО проходят вовремя.
Гарантию на детали дают компании, уверенные в качестве. В основном это те, кто привозит тягачи из-за рубежа. Многие авторазборки не берут на себя ответственность за качество и дают гарантию «до ворот».
Доступность. Поставки запчастей и грузовиков из-за рубежа в 2022-23 годах затруднились. Увеличилась доля деталей с грузовиков, работавших в России. Но всё ещё остались компании, которые доставляют автомобили Scania на разбор из Европы.
Большинство компаний продают запчасти в интернете: на собственном сайте и через соцсети. Отправляют транспортными компаниями по стране и за рубеж.
Цены. В России цены на б/у запчасти для Scania зависят от качества, но даже самые лучшие и дорогие варианты стоят меньше, чем в Европе. Это обусловлено другим уровнем жизни. Но не всегда цена однозначно определяет качество. Важно уметь выбирать детали с большим остаточным ресурсом.
Дополнительные услуги. Разборки иногда не только продают детали, но и устанавливают их за отдельную плату или без. Также некоторые компании ремонтируют грузовики и восстанавливают их после ДТП. Этим занимаются те, у кого есть штат опытных мастеров.
Законы и экология. Авторазборки не получают специальных экологических сертификатов, но ответственные компании утилизируют отходы с минимальным вредом для природы. Безответственных тоже хватает.
Некоторые компании работают «в серую»: не платят налоги, могут в любой момент исчезнуть и не отвечают за качество деталей. Образ российской авторазборки, похожей на большой гараж, сформировался именно из-за них.
Другие компании работают легально – таких больше, особенно среди тех, кто на рынке уже не первый год. К таким относится компания Wokrtruck. Мы более 7 лет привозим тягачи Scania из Европы, разбираем их и продаём запчасти с большим остаточным ресурсом. Работаем официально: платим налоги и даём до 30 дней гарантии на детали. Также восстанавливаем грузовики Scania после ДТП. В общем, стараемся изменить устоявшийся образ российских авторазборок в лучшую сторону.